Челябинская детская железная дорога, что имеет пять станций и одну платформу, открылась после зимней консервации несколько дней назад. Особенность ее в том, что большинство сотрудников – проводники, ревизоры и даже начальник станции – дети средних и старших классов школ города.
Как же столь юным созданиям доверили ответственную работу? Ведь по железной дороге курсируют самые настоящие составы, перевозящие десятки пассажиров.
Оказывается, чтобы сюда попасть на работу, в школах ребята в течение учебного года получают необходимые знания. Главное, по словам сотрудников, - техника безопасности. Любой из здешних школьников назубок расскажет, что можно и что запрещено на железнодорожной станции.
Работа школьников разбита на две смены. Первая начинается в районе десяти утра, однако приехать на конечную – станцию имени Павлика Морозова – будущие проводники или дежурные должны как минимум на полчаса раньше. Ответственный из числа ребят постарше распределяет детей по вагонам или станциям. Важно, что к работе допускаются только сдавшие необходимый минимум и имеющие специальные удостоверения.
Вторая смена начнется в половины второго. Однако распределение ведется с 11-30. Прикрепившись к тому или иному вагону, ребенок получает возможность погулять по парку или потратить образовавшееся свободное время на общение с друзьями.
В назначенное время дети собираются в специальном помещении внимательно слушают инструктаж начальника поезда. В нем проговариваются основные их обязанности еще раз повторяется главное: безопасность превыше всего. Проводники и ревизоры получают бейджи, дежурные – яркие рыжие железнодорожные жилеты, дикторы занимают свои места. Все встречают состав, что прибывает на станцию.
Мы с пятиклассницами-проводниками заходим в третий вагон. Вернее, заходим, когда состав готов к отправлению: девочки, как настоящие проводницы поездов дальнего следования, проверяют билета, купленные в кассе пассажирами. Несмотря на непогожий день, желающих прокатиться немало. Семейная пара с малышом лет трех внимательно осматривают ярких сказочных персонажей на стенах чистенького, миниатюрного вагона. Компания взрослых, лузгая семечки, шумно комментирует предстоящую поездку.
Состав трогается, проводница объявляет: «Следующая станция – «Водная». Во время движения просьба не вставать со своих мест». Поезд едет вглубь парка, девочки садятся на специально место проводника. Здесь есть даже купе, все по-настоящему.
Маша, она служит сегодня ревизором, просит приготовить билеты на проверку. Девочка работает второй год, знает все здешние правила. Когда пассажир едет в одну сторону, билет его нужно надорвать. При следовании назад – забрать и позже сдать для отчета бригадиру.
Марии тринадцать, ей очень нравится здесь. Говорит, в ее школе все мечтают работать на железной дороге. Потому, когда есть возможность, мчатся сюда даже раньше, чем необходимо, чтобы занять самые интересные профессии. Какие? У каждого свои. У нее – проводник, ревизор и диктор.
На станции «Солнечная» самая длинная стоянка – десять минут. Пассажиры выходят из поездка подышать. Мария говорит, особенно нравится работать здесь летом: для детей предусмотрено питание и случаются вознаграждения в виде билетов на аттракционы парка.
Станции сменяют друг друга. Напарница Маши, 11-летняя Карина, работает здесь впервые. Очень расстроена, что погода прохладная, и она не может продемонстрировать всем голубую блузку с погонами и галстуком – наряд, выданные специально для работы. Теплая куртка скрывает красоту. Но ничего, впереди лето, всем ее предстоит увидеть форму девчонок.
Вторая смена длится почти до пяти часов вечера. Поезд делает четыре полных круга: от станции Павлика Морозова до Солнечной и назад. Периодически в вагон к девочкам заходят проверяющие: взрослый ревизор с помощницей, настоящий начальник поезда, бригадир. А на конечных проводница и ревизор следят за порядком в вагоне.
В конце рабочего дня дети сдают бейджи, получают назад свои удостоверения и разъезжаются о домам. Чтобы на следующие выходные вновь примчаться сюда.
Мало кто знает, но детская железная дорога в Челябинске должна была быть запущена не в 1949 году, как случилось, а в 1941. Но начавшаяся война сорвала мирные планы южноуральских железнодорожников. Впоследствии ее работа была неоднократно парализована из-за сложной экономической ситуации в стране. А вообще ровно 7 лет назад, в мае 1940 года, комсомольцы приступили в строительству первой очереди этой железной дороги.
Несколько десятилетий назад, когда она вновь была пущена в эксплуатацию, заговорили о планах расширения пути следования составов и увеличении количества станций. Если бы эти проекты удалось воплотить в жизнь, челябинская детская железная дорога стала бы самой большой в мире по числу станций.