Примерное время чтения: 7 минут
1053

Когда проводнику всего одиннадцать. Как работают юные железнодорожники

Яркий вагон курсирует по железной дороге в парке Гагарина.
Яркий вагон курсирует по железной дороге в парке Гагарина. / Надежда Уварова / АиФ

Челябинская детская железная дорога, что имеет пять станций и одну платформу, открылась после зимней консервации несколько дней назад. Особенность ее в том, что большинство сотрудников – проводники, ревизоры и даже начальник станции – дети средних и старших классов школ города. 
Как же столь юным созданиям доверили ответственную работу? Ведь по железной дороге курсируют самые настоящие составы, перевозящие десятки пассажиров.

Проводницы учатся в пятом классе.
Проводницы учатся в пятом классе. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

 Оказывается, чтобы сюда попасть на работу, в школах ребята в течение учебного года получают необходимые знания. Главное, по словам сотрудников, - техника безопасности. Любой из здешних школьников назубок расскажет, что можно и что запрещено на железнодорожной станции.
Работа школьников разбита на две смены. Первая начинается в районе десяти утра, однако приехать на конечную – станцию имени Павлика Морозова – будущие проводники или дежурные должны как минимум на полчаса раньше. Ответственный из числа ребят постарше распределяет детей по вагонам или станциям. Важно, что к работе допускаются только сдавшие необходимый минимум и имеющие специальные удостоверения.
Вторая смена начнется в половины второго. Однако распределение ведется с 11-30. Прикрепившись к тому или иному вагону, ребенок получает возможность погулять по парку или потратить образовавшееся свободное время на общение с друзьями. 

Одна из станций детской железной дороги.
Одна из станций детской железной дороги. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

В назначенное время дети собираются в специальном помещении внимательно слушают инструктаж начальника поезда. В нем проговариваются основные их обязанности еще раз повторяется главное: безопасность превыше всего. Проводники и ревизоры получают бейджи, дежурные – яркие рыжие железнодорожные жилеты, дикторы занимают свои места. Все встречают состав, что прибывает на станцию. 
Мы с пятиклассницами-проводниками заходим в третий вагон. Вернее, заходим, когда состав готов к отправлению: девочки, как настоящие проводницы поездов дальнего следования, проверяют билета, купленные в кассе пассажирами. Несмотря на непогожий день, желающих прокатиться немало. Семейная пара с малышом лет трех внимательно осматривают ярких сказочных персонажей на стенах чистенького, миниатюрного вагона. Компания взрослых, лузгая семечки, шумно комментирует предстоящую поездку. 
Состав трогается, проводница объявляет: «Следующая станция – «Водная». Во время движения просьба не вставать со своих мест». Поезд едет вглубь парка, девочки садятся на специально место проводника. Здесь есть даже купе, все по-настоящему.

Прокатиться с ветерком любят и взрослые. А вот работают здесь только дети.
Прокатиться с ветерком любят и взрослые. А вот работают здесь только дети. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Маша, она служит сегодня ревизором, просит приготовить билеты на проверку. Девочка работает второй год, знает все здешние правила. Когда пассажир едет в одну сторону, билет его нужно надорвать. При следовании назад – забрать и позже сдать для отчета бригадиру. 
Марии тринадцать, ей очень нравится здесь. Говорит, в ее школе все мечтают работать на железной дороге. Потому, когда есть возможность, мчатся сюда даже раньше, чем необходимо, чтобы занять самые интересные профессии. Какие? У каждого свои. У нее – проводник, ревизор и диктор.
На станции «Солнечная» самая длинная стоянка – десять минут. Пассажиры выходят из поездка подышать. Мария говорит, особенно нравится работать здесь летом: для детей предусмотрено питание и случаются вознаграждения в виде билетов на аттракционы парка.
Станции сменяют друг друга. Напарница Маши, 11-летняя Карина, работает здесь впервые. Очень расстроена, что погода прохладная, и она не может продемонстрировать всем голубую блузку с погонами и галстуком – наряд, выданные специально для работы. Теплая куртка скрывает красоту. Но ничего, впереди лето, всем ее предстоит увидеть форму девчонок.

Внутри вагона яркие картинки.
Внутри вагона яркие картинки. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Вторая смена длится почти до пяти часов вечера. Поезд делает четыре полных круга: от станции Павлика Морозова до Солнечной и назад. Периодически в вагон к девочкам заходят проверяющие: взрослый ревизор с помощницей, настоящий начальник поезда, бригадир. А на конечных проводница и ревизор следят за порядком в вагоне.
В конце рабочего дня дети сдают бейджи, получают назад свои удостоверения и разъезжаются о домам. Чтобы на следующие выходные вновь примчаться сюда. 
Мало кто знает, но детская железная дорога в Челябинске должна была быть запущена не в 1949 году, как случилось, а в 1941. Но начавшаяся война сорвала мирные планы южноуральских железнодорожников. Впоследствии ее работа была неоднократно парализована из-за сложной экономической ситуации в стране. А вообще ровно 7 лет назад, в мае 1940 года, комсомольцы приступили в строительству первой очереди этой железной дороги. 
Несколько десятилетий назад, когда она вновь была пущена в эксплуатацию, заговорили о планах расширения пути следования составов и увеличении количества станций. Если бы эти проекты удалось воплотить в жизнь, челябинская детская железная дорога стала бы самой большой в мире по числу станций.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах