В 2010 году из 817 котельных убыточных насчитали не меньше 155. В год приходилось выделять из областного бюджета 270 млн рублей, чтобы компенсировать убытки. Понятно, что эту проблему надо было решать, поэтому губернатор поставил задачу ликвидировать эти объекты. Контролировать это взялись депутаты Законодательного Собрания Челябинской области.
Подключить депутатский корпус
Специалисты подсчитали, что замена котельных потребовала 2,6 млрд рублей. Это огромная сумма, так что без помощи инвесторов было не обойтись. За три года удалось сделать немало: 87 котельных, которые приносили убытков на 170 млн рублей, заменили. Частные инвестиции составили почти 1 млрд рублей.
Сейчас осталось 99 убыточных котельных. Из них 23 объекта уже в работе, а вот на 77 котельных пока инвесторов не нашлось, так что по-прежнему придётся ежегодно направлять из бюджета на погашение убытков 150 млн рублей.
- Остались самые сложные, низкоокупаемые объекты, – говорит первый заместитель председателя областного парламента Юрий КАРЛИКАНОВ. – Необходимо подключить к работе депутатский корпус, чтобы мы помогли главам муниципальных образований найти инвесторов, решить все связанные с этим вопросы.
В 16 депутатских округах есть убыточные котельные, причём в некоторых округах на одного депутата приходится по 14-15 объектов. Необходимо до 2016 года решить этот вопрос.
Схема уже отработана: инвестор вкладывает средства, местные власти ремонтируют или строят инженерные сети, заключается соглашение с участием Единого тарифного органа (ЕТО). После окончания действия этого соглашения вводится новый тариф – как правило, ниже прежнего, что для населения, безусловно, благо. Средний срок окупаемости для инвестора составляет 5-6 лет, а где есть уже подведённый газ, может ещё меньше – 2-3 года.
Новые котельные будут запущены в посёлке Бажова (Копейский городской округ), Тайгинка (Кыштымский городской округ), Буранное (Агаповский район), в селе Тюбук (Каслинский район), Лебедевка (Еткульский район), Первомайский (Агаповский район), Новобурино (Кунашакский район), многих других. Где-то они заработают уже в конце октября, в других местах – лишь в следующем году.
Интересно, что при модернизации используют самые современные технологии. Например, в Уйском и Верхнеуральском районах заработали пеллетные котельные, которые используют прессованные опилки с добавлением особых веществ. Есть и тепловые насосы, работающие на естественном тепле земли. Оказывается, хоть Южный Урал и не Исландия, но и у нас возможно применение подобных технологий.
Среди инвесторов пять крупных компаний, из них две готовы продолжить сотрудничество в течение ближайших двух лет, причём согласны работать с теми самыми 77 низкоокупаемыми котельными. Но в любом случае останутся объекты, в которые пока вкладывать никто не хочет. С этим списком и предстоит работать депутатам.
Ловушки низких тарифов
Председатель комитета по социальной и молодёжной политике, культуре и спорту Александр ЖУРАВЛЁВ озвучил предложение: почему бы в некоторых убыточных котельных вместо дорогостоящей реконструкции или строительства просто не поднять тариф? Конечно, только там, где сама котельная находится ещё во вполне рабочем состоянии. Тогда она моментально перестанет быть убыточной.
- Это вряд ли возможно, так как мы обязаны соблюдать ограничение тарифов в 12%, установленное президентом, – возразил председатель Единого тарифного органа Сергей ОБРАЗЦОВ.
– Кроме того, уже были случаи, когда прокуратура задавала нам вопрос: почему после реконструкции остаётся прежний тариф, ведь себестоимость стала ниже? Население недовольно: мол, инвесторы жируют! Приходится разъяснять, что по чисто экономическим причинам далеко не всегда тариф можно снизить после замены убыточной котельной.
В реальности же очень низкие тарифы – одна из причин, по которым инвесторы не спешат вкладываться в низкоокупаемые котельные. Многие из них прежде содержали местные заводы, для которых эти расходы были незначительными – тарифы их вполне устраивали. Однако потом заводы просто обанкротились, за котельными следят муниципальные или районные власти. Есть вариант всё-таки привлечь инвесторов даже на эти сложные объекты, не поднимая тарифы, но возместив часть убытков из бюджета.
Пока за счёт предприятий
Пока по районам ситуация разная. Так, в Бакале построены сразу четыре современные котельные взамен одной старой, которая работала ещё с 60-х годов. С мая по октябрь в домах и социальных учреждениях не было горячего водоснабжения, убытки достигали 100 млн рублей в год.
Сейчас благодаря современному оборудованию расходы газа снижены на 22%, электроэнергии – на 34%. В домах, детсадах, школах, больницах появились тепло и горячая вода.
А вот в селе Еманжелинка, что в Еткульском районе, пока ещё ждут открытия новой котельной – на модернизацию тепловых сетей в 2012-2013 годах выделили 7,5 млн рублей плюс ещё в текущем году 5 млн на строительство подводящих сетей. По первоначальному плану уже в этот отопительный сезон новые котельные должны были заработать, но инвестор, работу которого в администрации прямо называют «вялой», не уложился в сроки. Так что село по-прежнему питается от котельной расположенной рядом птицефабрики.
Сложная ситуация в посёлке Межозёрном Верхнеуральского района: здесь местный горно-обогатительный комбинат уведомил власти посёлка, что более не может содержать котельную, так что вопрос требует решения до 2015 года. Острой остаётся ситуация в посёлке Фёдоровка, где тепло есть только в социальных учреждениях, а в жилых домах люди мёрзнут. Котельную инвестор обещал запустить в конце октября.
Во всех этих случаях люди обращаются за помощью к местным властям, пишут обращения своим депутатам.
- Вопрос по ликвидации убыточных котельных продолжит находиться под депутатским контролем, и решение проблемы должно быть комплексным, – заключил Юрий Карликанов. – Парламентариям необходимо провести мониторинг ситуации в своих округах, вместе с главами муниципальных образований, минстроем, ЕТО разобраться в экономической составляющей убыточности, оценить эффективность проектов, найти пути экономической целесообразности привлечения инвестора. Кроме того, необходимо просчитать сумму бюджетной субсидиарной поддержки тем инвесторам, которые будут вкладывать средства в наиболее проблемные котельные.