На внеочередном заседании регионального парламента депутаты избрали нового председателя, а также приняли законы, касающиеся работы легковых такси, безопасности аттракционов и штрафов за безбилетный проезд.
Новый глава Законодательного Собрания Челябинской области Олег Гербер с начала седьмого созыва возглавлял комитет областного парламента по информационной политике, а с 23 декабря 2021 года занимал должность заместителя председателя Законодательного Собрания. С мая 2019-го до избрания спикером регионального парламента он работал генеральным директором АО «Областное телевидение» и директором АНО «Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области».
«Законодательное Собрание – это орган власти, в котором традиции имеют большое значение, – прокомментировал Олег Гербер своё избрание. – Наш региональный парламент всегда был одним из сильных в УрФО и среди субъектов Федерации. Естественно, необходимо сохранить и укрепить эти традиции. Однако время меняется, меняются технологии, будем внедрять новшества. В частности, усилим работу в социальных медиа, больше внимания будем уделять мнению депутатов в качестве экспертов, говоря со временным языком, активнее будем выводить их в паблик. Ещё раз хотел бы поблагодарить депутатов за поддержку и доверие. Единой командой с губернатором и правительством области нам предстоит решить много важных задач. Только сплочённость и единство могут привести к результату».
В помощь пассажирам и перевозчикам
Депутаты приняли закон, который наделяет исполнительные органы новыми полномочиями по регулированию перевозок граждан и багажа легковым такси. Главная цель – создать для пассажиров более безопасные и комфортные условия пользования легковым такси, а также повысить прозрачность работы перевозчиков.
«C 1 сентября текущего года вступает в силу новый федеральный закон по легковым такси. Он закрепляет более чёткие требования к деятельности перевозчиков, служб заказа такси, – пояснил необходимость изменений председатель комитета по промышленной политике, энергетике, транспорту и тарифному регулированию Павел Шиляев. – Кроме того, разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Нормы закона делают эту деятельность более прозрачной. Будут созданы реестры перевозчиков, реестры автомобилей, на которых непосредственно осуществляются услуги по перевозке. Эти реестры будут находиться в открытом доступе в сети Интернет. Отмечу, что важной нормой в законе является урегулирование вопроса об ответственности службы заказа легкового такси. Службы заказа будут нести ответственность за возмещение ущерба и вреда здоровью пассажиров в случае ДТП».
Поясним, что федеральный закон передаёт на региональный уровень некоторые полномочия для установления дополнительных требований к перевозчику. Например, это может касаться цвета кузова автомобиля, но это условие на безопасность движения не влияет, поэтому в текущей редакции закона депутаты не стали вводить дополнительные требования для перевозчиков. Ситуацию на рынке легковых такси будут мониторить, после чего депутаты решат, нужно ли вводить такие дополнительные ограничения.
«Таким образом, власти Челябинской области нашли взвешенное законодательное решение и постарались учесть интересы всех участников рынка», – добавил Павел Шиляев.
Подготовка к новой системе оплаты проезда
Другой важный вопрос касался повышения штрафа за безбилетный проезд. Поправки к закону «Об административных правонарушениях» предполагают повысить штраф за безбилетный проезд в транспорте общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам до 2 500 рублей, а за повторное указанное правонарушение – до 5 000. Напомним, что сейчас размеры штрафа варьируются от 500 до 1 500 рублей.
«У нас активно идёт транспортная реформа, меняется подвижной состав, приводится в порядок вся инфраструктура, и естественно, что транспорт должен работать, а средства, которые на него тратятся, должны возвращаться, – прокомментировал председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Анатолий Брагин. – Поэтому в регионе идёт работа над законопроектом об увеличении штрафных санкций за безбилетный проезд».
При обсуждении на заседании действительно указывалось, что, к сожалению, в ходе реформы есть определённые недостатки. Где-то не работают валидаторы, где-то не принимают наличные.
«Поэтому с учётом различных точек зрения мы приняли законопроект пока в первом чтении, и у нас будет месяц для того, чтобы над ним поработать, – добавил Анатолий Брагин. – Если кто-то из депутатов или тех субъектов, кто пользуется правом законодательной инициативы, предложат поправки, мы, безусловно, их рассмотрим. Но вместе с тем ещё раз хочу подчеркнуть, что за проезд надо платить, а для тех, кто за проезд платить не хочет, должна быть установлена адекватная ответственность».
Есть регионы, где верхняя планка подобных штрафов достигает 5 000 руб. Например, в Пермском крае и Тверской области такой штраф полагается за повторный безбилетный проезд, а первое нарушение обойдётся в 2 500 руб. В Краснодарском крае, Московской, Нижегородской, Тульской, Новосибирской, Белгородской областях штрафуют на 1 000 руб.
Поправки вызваны целым рядом причин. Так, в ближайшем будущем планируется полный переход на бескондукторную систему оплаты проезда, и увеличение штрафов должно способствовать сознательности граждан и снижению количества безбилетников. Вдобавок необходимо сокращать убытки предприятий-перевозчиков, которые мешают им обновлять подвижной состав, поддерживать его в нормальном состоянии и поднимать зарплату сотрудникам.
Чтобы исключить ЧП на аттракционах
Ещё один вопрос касался работы аттракционов. Депутаты приняли внесённый губернатором Челябинской области закон «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов». Теперь министерство сельского хозяйства Челябинской области получило полномочия по региональному госконтролю технического состояния и эксплуатации таких сооружений. Конкретно этим будет заниматься Гостехнадзор, который входит в структуру министерства.
Напомним, что за последние годы на Южном Урале произошло несколько ЧП в парках развлечений. В большинстве случаев, к счастью, обошлось без человеческих жертв, но очевидно, что порядок наводить надо.
«Трагедии на аттракционах нередко происходят в различных городах страны. И чаще всего пострадавшие в этих ЧП – дети. С этой проблемой не раз сталкивались главы муниципалитетов Челябинской области. Решение очевидно, – уверен Олег Гербер. – Необходимо ввести единые для всей страны правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. В Государственной Думе на рассмотрении находится уже несколько подобных инициатив от субъектов Федерации. Пока этот вопрос рассматривается в Госдуме, ситуация требует более эффективных и оперативных действий. Губернатор принял решение о разработке регионального закона. Такое право у нас есть».
Гостехнадзор будет контролировать соблюдение юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, а также к их безопасности. Подобные законы уже приняты в Московской области, Республике Бурятии, Алтайском крае, Красноярском крае, Амурской, Архангельской, Липецкой и Самарских областях. Совсем недавно такой закон приняли депутаты Санкт-Петербурга.
Кстати
Как показывает практика, самозанятыми чаще становятся водители такси, курьеры, мастера по производству собственной продукции, мастера по оказанию косметических процедур на дому, те, кто сдаёт жильё в аренду, оказывает услуги по ремонту и строительству.
Для развития самозанятости граждан в Челябинской области по инициативе губернатора и при поддержке депутатов Заксобрания действуют различные меры поддержки, среди которых предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с развитием бизнеса, оказание финансовой поддержки в виде микрозаймов и поручительств, предоставление в аренду рабочих мест в коворкинге «Мой бизнес» и др.
Челябинская область заняла второе место в УрФО и 11-е в России по количеству самозанятых, которые зафиксировали свой статус и применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». По данным на 30 июня, таких лиц в регионе 159 606, в том числе 6 166 индивидуальных предпринимателей. Растёт и сумма поступлений в региональный бюджет: если в 2021 году они составили 192 млн рублей, то в 2022-м уже 361 млн.