918

Ни шагу без галош! Челябинск был «серым» городом в начале ХХ века

АиФ-Челябинск №20 18/05/2016 Сюжет Совместный проект ГУ ОГАЧО и «АиФ - Челябинск»
Учащиеся возле здания реального училища по улице Ивановской (ныне Труда). Снимок сделан до 1902 года
Учащиеся возле здания реального училища по улице Ивановской (ныне Труда). Снимок сделан до 1902 года Госархив РФ

ЖКХ и комфортная среда обитания для горожан одна из самых важных тем. Что ж, в Челябинске ей как раз исполняется сто лет: именно в начале прошлого века там начинают создаваться первые объекты ЖКХ и городского благоустройства - водопровод, дороги, уличное освещение и т. д.

Как показывают документы, в Челябинске процессы эти шли медленно, непросто и тоже упирались в «вопросы финансирования».

Первая «дорожная революция»

Малоприятное слово «захолустье» лучше всего подходило для нашего города на рубеже ХIХ-ХХ веков. Немощёные улицы утопали в грязи, по ним расхаживали коровы, гуси, свиньи и прочая домашняя живность, а с наступлением ночи кварталы погружались во тьму.

«Челябинск заметно отставал по уровню благоустройства от соседних городов - Екатеринбурга, Тюмени, Кургана, - рассказывает Елена Турова, заведующая отделом публикации и научного использования документов Объединённого госархива Челябинской области. - В том же Екатеринбурге к началу века уже более десяти лет вели работы по устройству мостовых и были готовы поделиться опытом. В ноябре 1902 года из Екатеринбурга на имя челябинского головы направили подробное описание и примерную смету работ».

На изучение вопроса у местных чиновников ушло больше года. 30 января 1904 года городская дума принимает обязательное постановление об устройстве мостовых и тротуаров, а в сентябре того же года губернатор издаёт документ, в котором подробно расписывается порядок мощения челябинских улиц и содержания их в чистоте. Так сто лет назад начинается наша первая «дорожная революция».

За чей счёт мостовая?

Водонапорная башня. Акварель Юрия Данилова из серии "Виды старого Челябинска". Фото: Госархив РФ

Интересно, что финансировать постройку мостовых должны были граждане, чьи дома располагались на улицах, включённых в план благоустройства. Однако домовладельцы, недовольные высокой стоимостью строительных работ, добились снижения «взноса на дороги» и рассрочки платы на пять лет. Из городской казны в 1905 году на мощение улиц выделили 3 тысячи рублей.

В период с 1905-го по 1909 год замостили большую часть центральных улиц, Хлебную площадь, первое в городе шоссе от центра до железнодорожной станции. Однако, как писали современники, «окраины находятся в полном небрежении, городские улицы здесь - сплошное болото».

Не так давно приезжие знаменитости (кинорежиссёр Александр Сокуров, телеведущий Владимир Соловьёв), побывавшие в Челябинске, поделились негативными впечатлениями от города: серый, грязный, безликий… Что-то подобное было и сто лет назад.

Не очень лестные воспоминания о челябинских улицах оставила А. М. Нечаева: «Во время дождя проезд по городу невозможен. Лошади вязнут, экипажи утопают и на мощёных улицах. Красноречивым украшением городских мостовых являются застрявшие там и здесь галоши неопытных приезжих. В мелких галошах ходьба по городу невозможна. Местные обыватели, от торговца до изящной дамы, если хотят идти пешком, даже летом запасаются полуботиками».

Да будет свет!

«С наступлением ночи кварталы погружались в темноту, - рассказывает Елена Турова. - Кое-где улицы освещались керосиново-калильными фонарями, но их было совсем немного. Обслуживание их требовало времени и специальных навыков. Для зажигания фонаря нужно было не менее 15 минут, один человек обслуживал четыре-пять фонарей».

Только в 1903 году по инициативе городского головы Александра Бейвеля и купца Василия Колбина в Челябинске появляется электрическое освещение. Первая электростанция была оборудована в доме самого Колбина, деньги на неё выделили из средств города. Подключение домов к электростанции, ремонт оборудования, обслуживание уличных фонарей с 1907 года находились в ведении товарищества «Кокорев, Колбин и К». Первые электрические фонари освещали три главные улицы: Сибирскую (нынешняя ул. Труда), Уфимскую (Кирова), Большую (Цвиллинга).

Все техники и рабочие товарищества имели удостоверения, замена перегоревших и разбитых дамп производилась за счёт абонента, час работы монтёра стоил 30 копеек, не считая стоимости запчастей. Каждую ночь специальные обходчики следили за тем, чтобы фонари на улицах исправно работали. О негоревших фонарях они сообщали в управу, а там составляли протокол и взимали с товарищества штраф.

Водопровод по конкурсу

Профессия водовоза в начале XX века в Челябинске считалась уважаемой и ответственной. В это время во многих губернских и уездных городах действовал водопровод, но в Челябинске пользовались только услугами водовозов. Каждая бочка с питьевой водой имела свой номер.

Воду для бытовых нужд брали из Миасса. Граждане и тогда были довольно небрежны в вопросах соблюдения чистоты: зимой вываливали на лёд мусор и навоз, потом всё это вместе с растаявшим льдом уходило в реку. В результате жители получали «питьевую воду из реки, отдающую гнилостным запахом».

Механический завод В.К. Столль
Механический завод В.К. Столль Фото: Госархив РФ

Только в 1909 году местные предприниматели, купцы, владельцы магазинов создали водопроводную комиссию, которая должна была заняться вопросами сооружения водопровода. Комиссия объявила конкурс на лучший проект, а изучать представленные проекты поручили местным инженерам Фёдорову и Городецкому.

«Городские власти очень серьёзно подошли к строительству водопровода, - говорит Елена Турова. - Челябинская управа разослала запросы в города, где водопровод уже действовал, чтобы получить отзывы о качестве работы тех фирм, которые строили водопроводы».

В итоге выбор остановили на проекте акционерного общества Брянских заводов. Цена вопроса по этому проекту составляла 250 тысяч рублей, а весь капитал города в то время был 150 тысяч. Пришлось обращаться к губернатору с просьбой предоставить заёмные средства. Губернатор дал согласие, и в 1910 году приступили к строительству.

Пригласили специалиста

«Возможно, сегодня это может показаться странным, чем-то несущественным, но тогда в Челябинске серьёзной проблемой было огромное количество бродячих собак, - рассказывает Елена Павловна. - Встречались среди них и бешеные животные, всё это было небезопасно для жителей города».

О том, насколько непростой была ситуация, говорят и документы того времени. Вот, например, предписание губернского правления в адрес челябинского исправника (1910 год): «Челябинская городская управа, несмотря на неоднократные указания на необходимость уничтожения бродячих собак, никаких мер в этом отношении не устанавливала, вследствие чего бешенство среди животных и случаи укуса людей со стороны бешеных собак продолжают увеличиваться».

Наконец в 1912 году городская управа занялась-таки отловом бездомных собак: пригласили для этой цели специального человека из Тамбовской губернии и разработали «план мероприятий».

«Когда мы готовим выставки или материалы для публикаций, посвящённые Челябинску начала прошлого века, мы опираемся на документы из наших фондов, - говорит Елена Турова. - У нас хранятся постановления городской думы, обращения от обычных граждан, переписка челябинской управы с различными учреждениями и т. д. На основе этих документов можно составить подробную картину жизни дореволюционного Челябинска».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах