На этот раз организаторами мероприятия выступила редакция «Аргументы и факты». Несмотря на то, что тема была поднята не в первый раз, читатели откликнулись достаточно живо: по приглашению, опубликованному в газете, собрались две сотни жителей разных районов города, а также архитекторы, застройщики, политики и общественные деятели.
В ходе встречи, организованной «АиФ», разработчики генплана ещё раз обратили внимание общественности на компактность города и потенциал территорий: сегодня в границах Челябинска достаточно резервных территорий, которые следует развивать. Термином «компактный город» в документе оперируют неоднократно. Предлагается осваивать городу неэффективно используемые территории с учётом опережающего развития социальной и транспортной инфраструктуры. Предусмотрена возможность освоения новых территорий под жилищное строительство (их не так много), но основной акцент - на уже застроенных территориях, жилом аварийном фонде, который необходимо расселить. Вместо него должны появиться кварталы с новой застройкой и новой средой. Это дороже, чем строительство на новых территориях, но именно развитие старых кварталов позволит достигнуть компактности. Кстати, резервные территории выявлены не только для жилищного строительства, но и для производств.
Напомним, что 2019 году генеральный план Челябинска прошел публичные слушания, после чего в него были внесены порядка двухсот замечаний и предложений граждан. В этом году скорректированный документ был еще раз представлен общественности, в каждом из семи районов города прошли встречи с жителями.
- Для нас было важно каждое слушание, каждое замечание жителей и экспертов было учтено, - сообщила начальник отдела перспективного развития городской инфраструктуры Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска Ольга Никитина. – Иначе и быть не могло: генплан должен быть рабочим инструментом для решения проблем в городе, на него делаются большие ставки, с ним связаны ожидания жителей и планы власти по развитию города на ближайшие 20 лет.
О дорогах, трамваях и метрополитене
После анализа реализации генплана 2003 года в городском Комитете градостроительства осознали, насколько дорогостоящим вопросом является транспортная инфраструктура: тогда удалось реализовать менее 30% от запланированного. В новом документе планы насчёт транспортной инфраструктуры тоже амбициозные, но больше приближены к реальной жизни. Основной приоритет - развитие общественного транспорта. Так, предполагается реконструкция и развитие трамвайной сети, её продолжение почти во все районы города. «Компактный город» подразумевает, что на общественном транспорте жители могут добраться до любой точки. Кварталы должны стать более удобными для проживания, должны появиться связывающие их улицы, которые позволят дробно осваивать город.
Традиционно прозвучал вопрос по будущему челябинского метрополитена.
- Метрополитен — это наша общая мечта, это статус города, - ответил советник губернатора по транспортной инфраструктуре Дмитрий Чудиновских. - Это один из объектов, с которым связана тема развития города. Кто спускался под землю, тот знает, что это действительно грандиозные и очень серьезные объекты. Да, пока недостроенные, но они содержатся в надлежащем состоянии, будущее не потеряно. Мы должны интегрировать его в структуру города. Будущее метрополитена определят те мероприятия, на которые сейчас проходят конкурсы, они дадут нам ответы каким будет челябинское метро. У нас раньше культура, связанная с планированием города, с архитектурой, была значительно выше. Её надо возрождать! Обновилась горадминистрация, и, слава богу, процесс снова налаживается. После слушаний по генплану в августе прошло порядка 30 рабочих групп. Я был на части из них и видел, как тяжело это всё даётся. Но зато и город преображается! Безусловно, вся большая работа ещё впереди.
Главное – увязать со стратегией
- Была проделана большая работа, которая в дальнейшем будет уточняться множественными документами, - высказался по поводу нового генплана эксперт Общественной палаты Челябинской области, председатель комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли ЧРО «Опора России» Андрей Бодрягин. - Генплан – одна из составляющих очень сложного процесса. Он должен быть увязан со стратегией, которая у нас, к сожалению, отсутствует. Это документ, после которого идут стадии проектирования и финансирования, которые должны попасть в бюджет. Без генплана никак не может сформироваться бюджет и городу неоткуда будет брать деньги на проекты.
- Это действительно так, - поддержала эксперта Ольга Никитина. - Генплан – это документ, который не разрабатывается «под ключ», забывается и откладывается. Градкодексом предусмотрено внесение в него изменений. Цель новой команды не решать авральные задачи, а начать работать на перспективу в соответствии с законодательством.
Также следует отметить, что была проведена большая работа по увязке решений генплана с документами стратегического планирования верхнего уровня, например - Стратегией пространственного развития РФ до 2025 года, Схемой территориального планирования РФ.
- Генплан по Градкодексу является основополагающим документом для разработки программ комплексного развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры, - добавил демограф компании «Гипрогор» (г.Москва) Валерий Арабкин. - Уже там будет четко прописано, что будет строиться в ближайшие годы из этих инфраструктур, и это будет основой для формирования бюджета.
Обеими руками «за»
По мнению лидера общественного движения «Большой Челябинск» Юрия Черкасова, новый генплан отличается качественно в лучшую сторону по сравнению с прошлым документом. И это даёт основания предполагать, что город будет меняться и развиваться именно повышая качество жизни в нём, а не наоборот.
- Я обеими руками за все положения генплана, касающиеся размещения полигона ТБО! – заявил он. - В генплане чётко и совершенно недвусмысленно сказано, что вывоз мусора должен осуществляться на полигон в Чишму Сосновского района. Указаны мусороперегрузочные станции. А значит с принятием документа, мы можем добиваться их скорейшей установки. С другой стороны есть и несостыковки. Новое строительство предусмотрено за счет ветхого, аварийного жилфонда, но, выходя на проект реновации, застройщики сталкиваются с тем, что их заставляют выкупать изношенные сети и коммуникации, передать в городской фонд 17% от возводимого жилья, самим прокладывать новые коммуникации и инфраструктуру. Это ставит в тупик развитие города. Поэтому горадминистрации необходимо одновременно работать над снятием препон и барьеров.
О школах, садиках и парках
Выступления экспертов чередовались с наболевшими вопросами горожан.
- Что предусмотрено генпланом в отношении территории танкового училища и расположенного недалеко от него гаражно-строительного кооператива? – поинтересовался Александр Красильников.
- Там предусмотрена смешанная общественно-деловая зона и новая улично-дорожная сеть ул. Овчинникова – ул. Елькина, - ответили проектировщики. – А гаражные кооперативы – это, увы, наследие прошлого, развиваться вместе с ними город не может. Совместно с собственниками территории мы сейчас обсуждаем её наполнение. Генплан не изымает участки и не сносит существующие строения. Он даёт возможность и толчок для развития.
- У нас в городе острая нехватка школ и детских садов!- выступила жительница Челябинска. - В частности на Краснопольской площадке. В генплане предусмотрено строительство новых садиков и школ?
- Мы учли все садики и школы, которые по расчётам и нормативам нам требуются, - отчиталась Никитина. - В настоящий момент по планам и нормативам жителей северо-запада мы обеспечили. Следующий огромный шаг – эти объекты реализовывать. Кстати, все эти соцобъекты были предусмотрены и в генплане 2003 года, но строительство их началось не так давно, благодаря нацпроекту, который помогает деньгами.
За 20 лет, согласно генплану, в Челябинске появятся 68 новых скверов и небольших парков. Предусмотрены очистка и восстановление всех водных объектов, воссоздание сети – единого комплекса озеленения, завязанного на Каштакском и городском бору и реке Миасс.
- Главная река Челябинска Миасс, но её состояние оставляет желать лучшего. Предусматривает ли генплан работы по её очистке? – задал вопрос Ренат Хисамов.
Проектировщики уточнили, что это компетенция Минэкологии. Тем не менее, генпланом предложен комплекс мероприятий по очистке русла реки и экологической реабилитации пойменных территорий, предложено развитие набережной как общественного пространства.
- На всей протяженности реки Миасс мы ввели особую зону «Зона парков и скверов», - рассказал начальник управления по Архитектурно-градостроительному проектированию, главный архитектор г.Челябинска Павел Крутолапов. - Здесь недопустимо любое строительство. Четыре района связаны рекой, это будущая артерия, которая будет пешеходной с веломаршрутами. Мы понимаем, что к реке должен быть выход из каждого района. Это общественное пространство и путь зелёного каркаса от Каштакского до городского бора.
О приросте населения
Эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич высказал претензии к расчёту численности горожан.
- На основании данных генплана получается, что у нас дико должна повыситься рождаемость, средняя продолжительность жизни должна составить сто лет и все должно обеспечиваться какими-то фантастическими мигрантами, - усмехнулся он.
Однако представитель «Гипрогора» Валерий Арабкин объяснил, что ситуацию с рождаемостью считали вместе с Росстатом. И всё-таки суммарный коэффициент рождаемости в ближайшие 10 лет в Челябинске будет как минимум в полтора раза выше, чем в 90-е – 2000-е годы.
- Кроме того, необходимо учитывать миграционный приток и управлять им. Важна сбалансированная миграционная политика, - напомнил он. - По оценкам ФМС, только неучтённых мигрантов в городе проживает несколько десятков тысяч. За период 2011-2018 гг. миграция составила 57,3 тыс. человек, из них только 6 тыс. человек приехали из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Основная часть - это приезжие из области, других регионов России и стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан). Мы заложили в наш прогноз 4 тыс. человек в год, это существенно меньше, чем за последние 10 лет. При этом половозрастной состав мигрантов 80% это люди фертильного возраста, и они дают существенный вклад в фертильный потенциал Челябинска.
О строительстве кампуса
Не остался без внимания и вопрос строительства студенческого кампуса между в промышленной зоне между кладбищем и шлакоотвалами. Никитина сообщила о решении вынести этот проект за расчетный срок генплана.
– Мы должны ставить амбициозные планы и понимаем необходимость создания наукоёмких образовательных кластеров, - сказала она. - Не учитывать этого, значит, потерять конкурентность с соседними областями и признать, что мы стагнируем. Мы решили, что кампус останется в генплане, но будет вынесен за расчетный срок реализации. Место с точки зрения логистики обосновано, вопрос только во времени исполнения. Кампус нельзя просто построить, там необходима работа по рекультивации земли, очистных сооружений. Объект необходимо оставить как возможность развития этой территории в последующем.
Следует напомнить, что согласно Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года, Челябинск отнесён к перспективному центру экономического роста, в котором сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
- Мы считаем, что на следующие 20 лет генплан задал нам хороший, я бы даже сказал амбициозный план работы, - констатировал генеральный директор КЖСИ Владимир Атаманченко. - Но всё же нельзя забывать, что в стратегических документах есть два типа горизонта планирования: тактический, который решает задачи дня сегодняшнего и стратегический, который показывает общую картинку, которую мы хотим достичь. Считаю, что эти планы в документе указаны, у нас у всех есть вопросы к состоянию нашего города, его экологии и внешнему виду. Но давайте будем честными, один документ генерального плана нам не сильно поможет, он только задает общие темы и это как раз его задача.
Принять и двигаться дальше
- Сегодня огромное количество вопросов было не по теме генплана, - заметил эксперт Общественной палаты Челябинской области по развитию территорий, заместитель руководителя комитета по туризму ЧОО «Опора России» Дмитрий Довбня. – Лично я, как и большинство обывателей, с трудом могу читать карты с большим количеством объектов, без выделения сутивых зон. Нет навыка, необходимо значительное погружение в тему и ежедневный опыт работы с подобным материалом. Я думаю, что большинство людей, которые приходили на общественные слушания, так же с трудом могли воспринять большинство карт, пока им не тыкали в объект, который их интересует. Мне необходимо несколько слоев для понимания общей картины генплана. Так же, эти карты могли бы мне дать понимание перспектив развития города. Нужно контрастно их выделить. В целом, что касается генплана, я считаю необходимым принять принципиальное решение. Было техзадание, генплан был сделан согласно тому, что попросили. Сейчас надо двигаться дальше. Если мы зациклимся на обсуждении, вряд ли сдвинемся с места. Я считаю гораздо более важным вопрос, что дальше мы делаем с генпланом. Какие следующие документы? Как он будет исполняться? Какой механизм будет применён для внесения изменений? Мы же понимаем, что генплан не должен быть бумажкой, про которую забудут на следующий день после принятия. У нас уже был такой генплан. Но и догмой, которую не изменить, он не должен стать. Сейчас всё очень быстро меняется.
В завершение диалога Павел Крутолапов обратил внимание горожан на то, что значительное количество мероприятий в генплане ведет не к проблемам, а к возможности региона работать с федеральными бюджетами и создавать условия, в которые приедут люди. Сейчас в Комитете градостроительства и архитектуры формируют пакет документов по генплану для направления его главе Челябинска Наталье Котовой. Она будет принимать решение о направлении его в городскую думу или возврате на доработку. Но проектировщики уверены: после внесения двух сотен корректировок и всей проведённой работы, оснований не принять генплан у Челябинска нет. По оценкам большинства экспертов, решения генерального плана носят компромиссных характер, учитывают интересы жителей и способны повлиять в лучшую сторону на все сферы жизни города.