Примерное время чтения: 9 минут
597

«Мы все подопытные кролики». Доктор наук – о тенденциях развития СМИ

Профессор Александр Чумиков
Профессор Александр Чумиков / Татьяна Строганова / АиФ

Где ставить пробу

Татьяна Строганова, АиФ-Челябинск: Вы журналист и пиарщик. Принято считать, что это противоборствующие профессии. Кто в вас побеждает?

Александр Чумиков: А никто. Они во мне не борются. И я никого победить не хочу. Будучи пиарщиком, я работал секретарем Союза журналистов России. Экс-председатель союза Всеволод Богданов, с которым дружим уже 25 лет, как-то пошутил: «Все пиарщики продажные, пробу ставить негде! Ты один порядочный».

– «Продажные пиарщики» – вполне гармоничное, кстати, словосочетание. В отличие от «продажных журналистов». Последнее звучит оскорбительно.

– Тот же Богданов говорил о журналистике доверия. «Люди должны доверять СМИ…» Но позвольте, где журналист работает? Кто кому будет доверять? Если это районная газета, она финансируется администрацией, и журналист «лепит» отчёты. Так было и есть сейчас. Во всей стране так. Читать неинтересно, но главе района нравится. Это вообще не журналистика, а зависимость абсолютная! Районные газеты финансируются администрацией, которой нужен определённый выход. Если б не финансировались, газеты бы померли. Какая свобода печати!? Это не значит, что журналист кого-то обманывает. Нет. Но в данном случае есть материальная зависимость. А у кого её нет?

– Быть может, у художника?

– Если он продаёт картины, значит, зависит от вкуса. Вспомним Пикассо, который говорил о себе: «Я не талантливый художник, а ловкий шарлатан, который сыграл на извращённых вкусах современной публики». Мало что изменилось, по сути. Возьмём свободное СМИ. «Медуза», к примеру. А зависимость какая? Это интернет-ресурс, значит, надо нагонять трафик (посещаемость сайта читателями. – Ред.). «Что требует читатель, то и будем публиковать».

Фото: АиФ/ Олег Игошин

Журналист зависим, даже если работает в разрешённых оппозиционных СМИ. Казалось бы, там пиши что хочешь, никто на горло не наступает. Но ведь угол зрения задан… Я работал в начале 1990-х в активной журналистике, был обозревателем «Вечерней Москвы», «Вечернего клуба». Вот тогда можно было писать абсолютно всё! Жили на тиражах, на продажах.

– А какие интересные материалы-то были в ту пору!..

– О, супер! Сейчас всё по-другому. Есть глобальный интерес, есть локальный. Глобальный – нужно держать определённую линию, а дальше… Делай что хочешь! Это свобода, конечно, в некотором смысле.

Ремесло потеснило талант

– Кто задаёт тренды в медиасфере сегодня?

– Глобальные – государство, а также крупные холдинги и бизнес-структуры, которые тоже зависимы от государства. А в 1990-е годы у государства не было денег. Как оно могло задавать тренды при отсутствии финансов? Тогда у бизнеса были деньги, и тренды задавались его заказом. Есть он – хорошо живём, нет – СМИ умерло. Сейчас есть глобальные системы поддержки, но при этом Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям идеологических трендов не задает.

…Знаете, в Орске живёт победительница одного из журналистских конкурсов Татьяна Афонина. Корреспондент «Орской хроники» придумала город Дырск. Так вот в Орске всё хорошо, а в Дырске всё разваливается… Великолепный журналистский ход! Что сделала администрация? Наградила корреспондента за креатив! А другие чиновники, не настолько умные, начинают гнобить журналистов, преследовать и требовать от них полосные отчёты, которые никому, кроме администрации, не нужны.

– Есть мнение, что рерайт – процесс бессмысленный и беспощадный в творческом плане. Вам жаль рерайтеров, которые сегодня, по сути, формируют новостную ленту?

– Сегодня это подход времени. Потребность в мастерстве отходит на второй план. И возникает потребность в ремесле – в рерайте (когда короткие новостные заметки пишутся сотрудниками сайтов, а кое-где уже и роботами на основе публикаций других СМИ. – Ред.). Редактор должен собрать всё сырьё и выдать какие-то медиапродукты.

– При этом журналист может не быть талантливым?

– Он может быть талантливым поставщиком информации. А талантливым обработчиком информации станет другой журналист.

50 оттенков факта

– А как вы относитесь к фейкам? Сразу их распознаёте? Они вас возмущают или забавляют?

– Фактчекинг – дело благородное, но суперсложное! 20 лет назад мы шагнули в мировое информационное пространство, столкнулись с новыми трактовками ранее известных явлений. Есть традиционные СМИ, и есть новые медиа – соцсети, блоги, сайты, которые не СМИ. Последние тоже причисляют к новым медиа, потому что они оказывают влияние на читателя.

Распознать фейк для меня не составляет особого труда. Другое дело, что сегодня при том объёме информации, который есть, можно производить фейк как нефейк. Вот мы с вами сидим и общаемся. Если напишут, что Чумиков не встречался со Строгановой, – это обман и фейк. Между тем у факта нашего общения может быть масса оттенков.

«Это была формальная встреча, а на самом деле мы не знаем, о чём они говорили», «Это было сделано для отвода глаз» Кому-то надо, допустим, так написать. Это необманный фейк. И что, подсудное дело? Нет. Граница очень размытая, потому что интерпретировать информацию можно как угодно.

– По вашему меткому выражению, «в профессии журналист приходится работать не понтами, а мозгами». Но совсем без понтов-то как? Надо ведь вырабатывать свой стиль, имя себе зарабатывать? Или не надо?

– Надо! Но это зависит от самого журналиста. Вопрос в том, как ему уютно. В Питере в начале 90-х годов прошлого века Александр Невзоров был вообще звезда. Позёр, вжившийся в свои собственные понты! Девушки его звали Граф. Но я не ходил в баню с Невзоровым, а просто интервьюировал. С кем дружу, с тем дружу. Это могут быть люди вообще никому не известные. Понты – дело индивидуальное. Как кому комфортно.

– Нужны ли сегодня кому-нибудь истории любви или слезливые очерки? Что делать с так называемыми человеческими материалами, которые не вписываются в эти форматы?

– Конечно, нужны человеческие истории! Они были всегда и везде востребованы. Есть Познер, Дудь, ещё им подобные – все они занимаются одним и тем же: выцепляют человека и начинают копать вглубь. Даже если человек не очень известный, это всё равно нам интересно. Другое дело – как построить, структурировать историю.

Фото: АиФ/ Олег Игошин

В этом мастерство журналиста. Помню, встречал на фестивале «Красная площадь приглашает» Майю Плисецкую в 1992 году. Она не хотела интервью давать: «Я не намерена, я не настроена…» Так вот я полосу написал из того, что она не хотела. Всё может быть интересно читателю, вопрос – как подать.

Наглый вопрос

– Каверзные вопросы задают вам студенты?

– Да нет. Даже не представляю, какой мне можно каверзный вопрос задать. Я не шифруюсь нигде и никак. Чем меня можно смутить или обидеть? Да ничем!

– А давайте я вас от лица наглого студента смущу. Хотите? Могут ли в профессорской голове водиться тараканы?..

– Ну, это образ…

– Это вопрос.

– Отвечаю: могут, конечно! С точки зрения современного информационного пространства я, компетентный профессор, – такой же подопытный кролик, как и все остальные. И распознать я могу далеко не всё, и «загиб» у меня тоже может быть.

– Ну а с тараканами-то что делаете? В народе принято их строить…

– Я надеюсь, что не придётся. (Смеётся.) Очень не люблю тренеров личностного роста. Сам подобным воздействиям не подвержен. Пробовали – не получилось. Так что смею надеяться, что тараканов у меня значительно меньше, чем у других.

Кстати

- Газета обязана умереть?

– Это произойдёт, если она не будет конвергироваться. Для жизни издания нужны новые цифровые форматы. Если они есть и окупаются, появляется возможность избежать зависимости от печатных тиражей и выпускать в «принте» ровно столько экземпляров, сколько ждёт потребитель.

- Читать стали меньше?

– Объём чтения не уменьшился, появился другой тип чтения – сёрфинг, то есть пробегание по текстам. Человек не может себе позволить линейное чтение (за редким исключением, разве что когда книжку читает в своё удовольствие). И медиа должны соответствовать новому типу чтения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах