aif.ru counter
448

Между царями вклинились декабристы. В учебнике нет места людям и судьбам

По мнению школьного учителя, историю надо «очеловечить».

Участники НОУ учатся работать с архивными документами.
Участники НОУ учатся работать с архивными документами. © / Из личного архива

Как преподавать историю в школе? Этот вопрос в последнее время активно обсуждается в российском обществе: об этом говорят чиновники, депутаты, руководители образования. Голос самих школьных учителей в этом хоре почти не слышен…

Марина Салмина преподаёт историю уже 30 лет, более 20 лет руководит научным обществом учащихся в челябинской школе № 59. За это время её ученики написали более 150 научных работ, многократно становились победителями региональных и всероссийских конкурсов, многие продолжили образование на историческом факультете и «ушли в науку».

О том, как пробудить у школьников интерес к истории, чувствует ли она пропасть между поколениями и зачем нужно НОУ – корреспондент «АиФ-Челябинск» поговорил с Мариной Салминой.

Кто такой Карлсон

Инна Панкова, CHEL.AIF.RU: Марина Сергеевна, сейчас вы в каких классах преподаёте?

Марина Салмина: - В этом году у меня пять девятых классов, еще три восьмых и три одиннадцатых. Самая большая параллель – 9-е классы, 150 человек.  Все они разные, шумные и тихие, старательные и не очень, но я их всех люблю.

– А они любят историю?

– Ученики не обязаны её любить, у каждого свои способности, увлечения, круг интересов.  Например, в пяти девятых классах «пятерок» по истории только шесть. Если введут обязательный ЕГЭ по истории, то эти девятиклассники как раз станут первыми, кто будет сдавать этот экзамен.

Одна девочка из моего класса по-настоящему заплакала, когда я с ними на эту тему заговорила. Говорит: «Я не понимаю эту историю, не могу запомнить, я не сдам». А она сидит за одной партой с девочкой, у которой по истории «пять», они подружки. И вот однажды та, которая плакала, неожиданно блестяще отвечает на уроке, и я ей, конечно, ставлю «пятёрку».

Оказалось, что её соседка-отличницазанималась с ней четыре часа и всё ей растолковала. Так они и начали вместе заниматься. Теперь благодаря подружке у бывшей троечницы твердая «четвёрка». Мы вообще должны быть психологами, мы должны видеть, кто из учеников старается, и поощрять таких детей.

– Легко находите общий язык с 14-15-летними?

– Насчёт общего языка как раз есть проблемы: я прихожу к осознанию, скажем так, культурной пропасти между поколениями.Не так давно на уроке я говорю: «Как говорила Фаина Раневская – «против кого дружим», и замечаю: они никак не реагируют, просто не знают, кто это такая. Я начинаю объяснять: очень известная актриса, фрекен Бок из мультфильма про Карлсона… И вижу, что они всё равно меня не понимают!

Не знают они, кто такой Карлсон: книгу не читали, мультфильм не видели, в других классах– та же самая ситуация. Я спрашиваю: «Родители вместе с вами мультфильм не смотрели, книгу не читали?». Они отвечают: «А родители нам говорят: иди за свой компьютер, не приставай, отойди». Такой вот социологический срез – 150 человек, и почти никто из них про Карлсона не знает. Те же советские мультфильмы дети сейчас практически не смотрят, эти мультфильмы кажутся им скучными.

Выпускник школы № 59 Илья Полежайкин приехал на юбилей Научного общества учащихся (вторая справа - Марина Салмина).
Выпускник школы № 59 Илья Полежайкин приехал на юбилей Научного общества учащихся (вторая справа - Марина Салмина). Фото: Из личного архива

Ильи Полежайкин – совсем не двоечник

– Сколько помню, всегда и родители, и учителя говорят, что на старшеклассниках лежит колоссальная учебная нагрузка. Как же ученики успевают заниматься ещё и в научном обществе?

– Ребёнок будет заниматься научной работой, если ему это действительно интересно, здесь нет никакого принуждения. Научное общество, которое я курирую, в нашей школе существует с 1994 года. Мы занимаемся исследовательской и поисковой деятельностью, дети пишут научные работы по истории и краеведению. Мы стремимся раскрыть способности ребёнка, помогаем ему самореализоваться.

Например, из первого моего класса, где я семь лет была классным руководителем, десять человек поступили на исторический факультет. Следующий мой выпуск был спустя семь лет – из них восемь человек пошли в вуз на истфак. Нынешний заместитель директора областного Госархива Николай Антипин – выпускник нашей школы, он тоже занимался в научном обществе, его научная работа была посвящена Русско-японской войне. Наш выпускник Павел Краснов сейчас работает в Государственном историческом музее в Москве.

Кстати, Илья Полежайкин– участник команды КВН «Луна», артист и сценарист сериалов «Папины дочки» и «Универ» – также окончил нашу школу и занимался в научном обществе. Затем поступил на истфак в ЧелГУ, Мы до сих пор дружим, он приезжал сюда в 2014 году, когда мы отмечали 20-летие НОУ. И когда я бываю в Москве, мы тоже стараемся встретиться и пообщаться. Например, в 2016 году благодаря ему я с двумя своими ученицами побывала на съёмочной площадке сериала «Универ».

– Неожиданный поворот! Расскажите, как делается кино.

– Огромный павильон, несколько этажей – везде одновременно идут съёмки; здесь доски носят, здесь кто-то мимо бежит… Ощущение какого-то сумасшедшего движения.

На площадке «Универа» установлены декорации: комнаты ребят, кухня, магазин… В этот день были съёмки эпизода в магазине, где участвуют герои сериала – Яна Семакина и её друзья-гопники. Эпизод длится 5 минут, но снимают его достаточно долго: готовый материал смотрят на большом мониторе, отмечают какие-то недочёты и снимают снова.Мы там сидели тихо в уголке. Когда съёмка закончилась, то нам разрешили походить по «комнатам», мы сфотографировались с актёрами сериала.

Марина Салмина побывала на съёмочной площадке сериала
Марина Салмина побывала на съёмочной площадке сериала "Универ. Новая общага". Фото: Из личного архива

Юные архивисты

– Наверное, не все участники НОУ затем становятся профессиональными историками.

– Такую цель мы и не ставим перед собой. Наши школьники изучают историю своей семьи, биографии известных челябинцев, историю челябинских предприятий, работают в архиве с документами и т.д. Таким образом, история малой родины становится частью личной биографии.

Последние 15 лет научные работы наших детей регулярно завоевывали призовые места на всероссийском конкурсе «Человек в истории», которое проводит общество «Мемориал». Например, победителем этого конкурса несколько лет назад стала работа нашей ученицы Маши Передок об Исааке Зальцмане. Сейчас Маша учится на факультете журналистики в РУДН.

В 2017 году одиннадцатиклассник Егор Кулев стал победителем V Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», объявленного Российским обществом историков-архивистов. Его научная работа называется «Воспоминания Михаила Храпко как исторический источник». Михаил Храпко – один из создателей ЧТЗ, талантливый инженер, он вместе с Марком Макагоном выводил из ворот завода первый трактор.

Он родился в 1904 году, воспоминания написал уже в 1980-е годы. Храпко был репрессирован, трудился в «шарашке», затем работал в Ленинграде во Всесоюзном НИИ транспортного машиностроения и стал одним из создателей советского «лунохода». Его воспоминания – это бесценный исторический материал.

У городских – крестьянские корни

– Значит, получается, нет в истории парадных сюжетов и парадных биографий? Какой сюжет ни возьми – везде обнаруживается своя драма…

– Мы со многими коллегами-историками придерживаемся такой точки зрения: мы любим нашу страну, но разделяем страну и государство. У нас до сих пор школьный учебник остаётся учебником политической истории. Главы учебника посвящены руководителям государства: внутренняя политика Александра I, внешняя политики Николая I, между ними вклинились декабристы. Эта традиция «политизации» с советских времён идет.

– Можно ли как-то отойти от этой традиции?

– Я на своих уроках стараюсь «очеловечить» историю. В каждый урок должна «вплетаться» конкретная судьба. Каждый урок истории должен быть привязан к дню сегодняшнему – иначе ребёнку непонятно, зачем ему нужны эти знания о прошлом.

В 9-м классе, например, с ребятами говорим о Гражданской войне, рассуждаем о том, что тогда люди были поставлены перед тяжёлым выбором. Говорим о том, что самое страшное – это когда граждане одной страны воюют между собой. Я говорю на уроке: «Вы должны понимать, как и почему в обществе создаётся ситуация опасности для жизни людей, как возникают конфликты и войны. Если мы не поймем этого на примере исторических фактов, то снова рискуем оказаться в подобной ситуации и опять придём к революции».

Я всегда с болью говорю о коллективизации, о трагической судьбе крестьянства. Провожу на уроках простой тест. Спрашиваю: кто из вас родился в Челябинске – лес рук. У кого родители родились в Челябинске? – руки поднимает половина класса. Спрашиваю: а у кого бабушки-дедушки точно родились в Челябинске? И уже почти никто не поднимает руку.

Откуда в Челябинск люди приехали строить эти промышленные гиганты, работать на заводах? Из деревень и приехали. Почти у всех городских жителей – крестьянские корни.Так что тема коллективизации, репрессий в отношении крестьянства близка чуть ли не каждой семье.

Справка

Салмина Марина Сергеевна. Окончила исторический факультет Челябинского пединститута. Руководитель ученических научно-исследовательских работ - победителей Всероссийских конкурсов «Человек в истории. Россия XX век» и «Всероссийские юношеские чтения» имени В.И. Вернадского (с 2001 г.). Лауреат районного конкурса «Человек года-2004». Автор учебника «История Южного Урала. XX-начало XXI века», 9-й класс. Победитель конкурса «Лучшие учителя России» (2006 г.).




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество