Недавно в Доме Покровского в Челябинска состоялся необычный спектакль «Ключи от прошлого». В постановке решили воссоздать эпизоды жизни реальных людей, которые жили в городе на рубеже XIX и XX веков.
В центре сюжета – судьба известного челябинского предпринимателя, мцената и общественного деятеля Владимира Покровского.
Как вели себя в то время столичные мажоры, оказавшиеся в ссылке в Челябинске? В чём обвиняли Покровского? И почему сейчас среди предпринимателей мало значимых фигур, подобных дореволюционным деятелям? Ответы на эти вопросы знаёт режиссёр спектакля Олег Иванов.
Бунтарь в наряде Германии
Эльдар Гизатуллин: - Какой сюжет лежит в основе столь необычного спектакля?
Олег Иванов: - Мы хотели, чтобы спектакль охватывал несколько тем – чтобы это была история и о Покровском, и об Общественном собрании, и про тех людей, которые жили в конце XIX-начале XX века, да и про вещи, которые остаются вне времени – вечные вопросы.
Бывший директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский, поддержавший нашу идею, сказал: «Только давайте не будем делать из спектакля оду Покровскому как идеальному человеку – пусть он будет личностью неоднозначной, какой он и был».
Сам сюжет с двойным дном. Сначала это череда поздравлений Покровскому – к нему приходят горожане, врач Загорский, гимназистки. Всё это как-то переходит уже в юбилей Общественного собрания, причём даты начинают путаться. Одна странность наслаивается на другую. Уже ближе к концу мы раскрываем интригу, и оказывается, что всё это воспоминания самого Покровского, который проходит лечение в Германии. В итоге он анализирует свою жизнь в разговоре с таким персонажем, как Время. И это Время его успокаивает, когда герой терзается, что, может, что-то сделал не так. Мы переносимся в будущее – то есть, наше время. И только главный герой остаётся в образе, а всех остальных актёров мы представляем под их реальными именами.
- А в чём выражалась неоднозначность Покровского?
- Например, его в своё время обвиняли в том, что он негодный паркет поставил в гимназию, попечителем которой являлся. Или же в том, что на престижное место городского врача протолкнул своего зятя из Екатеринбурга – родственник сменил того самого врача Загорского, который очень многое сделал для Челябинска.
- Пустяки по нынешним временам. А кто выступал его обвинителем?
- Мы взяли реальных людей и столкнули их в конфликтах, хотя, возможно, таких непосредственных столкновений не было. Так в Челябинске жил некий князь Мещерский – весьма примечательная личность, из семьи, приближенной к императору. Вел жизнь «золотой молодёжи» в Москве - однажды умудрился содрать золотой оклад с иконы и выменял на водку. Его родные как-то умудрились сослать князя в Челябинск, причём договорились с местным властями, чтобы его ни в коем случае не пустили обратно в Москву.
- Своего рода мажор, которого отправили на перевоспитание?
- Вот именно. Хотя человек он был очень образованный. Сохранилась даже фотография, где он запечатлен в наряде, изображающим Германию, а хозяйка дома, которая сдавала ему комнату, в образе России. Он очень интересовался политическими событиями. Был эпизод, когда Мещерский даже разбрасывал листовки по Челябинску, где написал, кто сколько взяток берёт. Дело едва замяли.
Такой человек вполне мог бы бросить правду-матку в глаза Покровскому – и мы такой конфликт изобразили. В спектакле он заявляется пьяным на торжество и показывает кукольное представление, где народный герой Петрушка – это он сам, князь-правдоруб, а затем бросает листовки чуть ли не в лицо Покровскому.
Кто сыграл девочек из гимназии?
- Все персонажи, задействованные в спектакле, это реальные люди?
- Практически все. Мы старались по максимуму использовать различные факты – даже скандальные. Например, про одного из героев рассказывали, что он был у своей любовницы, когда внезапно появился муж. Но кавалер не растерялся и стал стрелять, не позволяя мужу подняться по лестнице.
- В Челябинске до революции, оказывается, была довольно бурная жизнь…
- Да она всегда такая, просто не все факты остаются в истории. Но мы использовали не только скандальные подробности. Скажем, сохранились сведения, что ещё до революции на озере Смолино, которое тогда было по-настоящему солёным и целебным, хотели организовать курорт. С этой идеей один из предпринимателей приходит к Покровскому – это эпизод мы тоже использовали.
Понимаете, одна из главных тем – соотношение плохого и хорошего в человеке. Это то, что и меня сейчас как человека очень волнует. Данную тему мы сделали даже слоганом постановки: «Время не щадит никого, а история помнит каждого».
- А кто сыграл роли – профессиональные актёры?
- Было шесть профессионалов, хореографы, которых мы тоже задействовали, и девочки из гимназии, игравшие – вы удивитесь – тоже девочек из гимназии.
- Интересно, а какой ещё эпизод из истории Челябинска мог бы стать основой для спектакля?
- Возможно, строительство железной дороги. Или же падение метеорита – впрочем, такой спектакль уже есть, его поставили в Камерном театре. Написал пьесу драматург из Екатеринбурга Ринат Ташимов.
Началось с «операций» на рыбах
- Режиссёром вы решили стать ещё в детстве?
- Изначально я хотел стать врачом – и не просто врачом, а хирургом. Даже проводил «операции» на рыбах, которых мне родители специально для этого покупали. На кухне закрывал двери – это была моя операционная. Разрезал эту рыбу, вставлял макароны.
В более старших классах решил, что профессия врача – это безумная ответственность. Но раз все эти «операционные» были играми, так, может, мне нравится именно играть? И мне лучше стать актёром? Закончил соответствующий факультет в институте культуры, играл в Камерном театре в Челябинске, в Омске. А потом мне предложили пойти в режиссуру.
- Какой у вас следующий проект? Тоже исторический?
- Да, кстати, имеет отношение к истории. Я давно сотрудничаю с Центром атомной энергетики, который занимается популяризацией этой отрасли, да и науки в целом для молодёжи. Недавно поступило предложение поставить спектакль по книге «Байки «Маяка», где собраны всякие забавные случаи. Думаю, проект будет интересным.
Кстати
В истории Челябинска Владимир Покровский известен тем, что будучи городским головой, открыл первую в городе общественную библиотеку, а также во многом способствовал тому, что при строительстве Западно-Сибирской железной доги многое сделал для того, чтобы одну из ключевых станций построили именно в Челябинске.
Многое сделал для развития образования, и даже выйдя в отставку жертвовал большие суммы на благотворительность.
Умер Владимир Покровский в Германии в 1913 году – его останки перевезли в Челябинск. Он был похоронен в фамильном склепе на Михайловском хуторе, который впоследствии затопили при создании Шершнёвского водохранилища.
Основной вопрос
- Как считаете, почему сейчас в Челябинске, да и в других городах нет фигур, подобных Покровскому?
- Думаю, сейчас время другое, более индивидуалистическое. Многое идёт из детства. Покровский брал пример со своего отца, который тоже отличился как общественный деятель, хотя занимался и предпринимательством.