Озеро Тургояк и прилегающая зона, возможно, получат статус памятника природы регионального значения наряду с другими территориями. На днях губернатор Челябинской области Алексей Текслер дал поручение провести комплексное экологическое исследование озера, а также подписал документы, которые определяют границы нескольких памятников природы.
Распределить нагрузку на водоём
«Сегодня в отдельные дни мы можем наблюдать на прибрежной территории озера Тургояк до 3,5 тысяч машин, причём нет надлежащих парковок. Всё неорганизованно, хаотично, – рассказал глава региона. – Давайте комплекс но посмотрим на развитие Тургояка, чтобы жители, туристы и представители бизнеса понимали, что мы делаем. Администрация Миасского городского округа должна быть активно вовлечена в этот процесс. Вся прибережная зона по факту уже сформирована, и сегодня территорию необходимо приводить в надлежащее состояние. Комплексное экологическое обследование позволит обосновать создание природного парка и разработать мастер-план территории».
Алексей Текслер обратил внимание на то, что Тургояк – это достояние Южного Урала, и предстоит, с одной стороны, сберечь уникальный водоём, а с другой – использовать его возможности для развития туризма.
Статус памятника природы позволит сбалансировать и правильно распределить антропогенную нагрузку на озеро. Для этого территорию разделят на несколько зон – заповедную, рекреационную и зону природной среды.
Купальный сезон в этом году начался довольно рано, уже в мае на берега Тургояка, как и других озёр, устремились отдыхающие. Не первый год и местные жители, и приезжие бьют тревогу по поводу состояния озера. Так, в течение многих лет на берегах Тургояка идёт застройка, причём зачастую без каких-либо разрешений. Мощностей очистных сооружений явно не хватает, и уровень загрязнения водоёма растёт.
«Отдыхающих и тех, кто строит себе дом около Тургояка, стало гораздо больше, – говорит житель Миасса Алексей Столяров. – Есть в этом и позитивная сторона: развивается внутренний туризм, больше возможностей для малого и среднего бизнеса, особенно в нашем городском округе. Но нельзя бездумно пользоваться ресурсами озера. Надо тщательно выбирать места для застройки, внедрять более безопасные, экологичные методы строительства. Если населения становится больше, подумайте о новых очистных сооружениях. Наверняка есть уже какие-то более совершенные системы очистки. Посоветуйтесь с учёными, изучите мировой опыт».
Границы теперь определены
Также строго определённые границы появились сразу у нескольких памятников природы Южного Урала. Речь идёт об озере Еланчик, о реках Ай и Юрюзань, долине реки Тогузак. Статус памятника природы многие эти территории получили ещё в советское время. Но долгое время границы и площадь не были определены, что, конечно, сказывалось на эффективности надзора: трудно было бороться и с нарушителями, применять к ним административные меры.
Теперь в документах ясно указано, что, например, природный памятник – река Юрюзань располагается от Смирновского моста до устья реки Наси. Комплексное экологическое исследование позволило не только определить площадь территории (свой статус она получила в 1987 году), но и включить в неё такие уникальные объекты, как пещера Салаватская, Провальный ключ, Хваточный и Монахов гребни. А памятник природы – долина реки Тогузак охватывает Шумный брод и Белый камень.
В отличие от других мест, свой статус озеро Еланчик получило только сейчас. Специалисты также уточнили границы памятника природы – реки Ай: от устья реки Бейды до деревни Сикияз-Тамак. На её территории теперь находятся Кургазакская пещера и Аверкиева яма.
Кроме того, точные границы получили национальный парк «Зигальга» и Нязепетровский заказник. Известно, что до конца нынешнего года определят границы ещё семи памятников природы. Эта работа необходима не только для того, чтобы обеспечить сохранность территорий, но и чтобы правильно организовать туризм, развивать рекреационный потенциал. При этом статус памятника природы позволяет вводить ограничения на предоставление земельных и лесных участков, строительство, движение механических транспортных средств вне дорог, промышленное рыбоводство и другие меры.