Примерное время чтения: 7 минут
499

Индустриальный не значит отсталый. О Челябинске будущего и вау-эффекте

Из города-завода Челябинск должен стать наукоёмким технополисом.
Из города-завода Челябинск должен стать наукоёмким технополисом. pixabay.com

Что ждёт Челябинск в перс­пективе? Какой урок нужно вынести из переноса саммитов ШОС и БРИКС? Будет ли город умным не только с точки зрения технологий, но и управления? Наш собеседник – один из экспертов, принимающих участие в разработке маркетинговой (рыночной) стратегии Челябинска, Дмитрий Довбня.

Нужно уметь конкурировать

Вы являетесь одним из разработчиков маркетинговой стратегии Челябинска, работа над которой ведётся с 2016 года. Что стало с документом и приняла ли его администрация города?

– Челябинск должен быть конкурентным, и мы как разработчики маркетинговой стратегии ищем возможности, где город смог бы совершить прорыв. Одним из сценариев для Челябинска могло бы стать создание центра компетенций.  

В ближайшем будущем, и это уже чувствуется, обучение будет длиться всю жизнь. Если мы сможем объединить науку и образование, сможем готовить специалистов различных компетенций, то будем востребованной кузницей кадров для современных производств.

Или, как было в прошлом, стать «городом федерального внимания». Исследования показали, что Челябинск развивался быстро, интенсивно, когда получал большой федеральный заказ-вызов. Такими проектами были Транссибирская магистраль, стройки первых пятилеток, Танкоград, атомный проект. И сейчас городу нужен крупный интересант – корпорации, госструктуры, которые бы запускали на нашей площадке проекты всероссийского или мирового масштаба.

Всем понятно, что Челябинск и дальше будет индустриальным. Но из города с тяжёлой экологией он должен стать постиндустриальным, чистым, инжиниринговым, наукоёмким технополисом. Сейчас мы тестируем и моделируем его различные специализации. Вот задача.

Пока готово техзадание и гипотезы маркетинговой стратегии, они ещё в конце 2018-го переданы в городскую администрацию. К сожалению, из-за смены власти весь 2019 год оказался потерян. Но проект жив, работа над ним продолжается.

Сейчас мэр Наталья Котова продвигает стратегию «Умный город», более того, готовит соб­ственную социально-экономическую стратегию. Не окажется ли ваш документ невостребованным?

– Одно другому не противоречит. «Умный город» – это проект, который идёт в дополнение. Он охватывает краткосрочную перспективу развития Челябинска. Мы уже видим эту трансформацию: появление камер, искусственного интеллекта, распознавания, элект­ронные услуги. 

Мы же в своих исследованиях говорим о том, каким город должен стать к 2035 году. Наша задача – найти то уникальное позиционирование города, которое изменит его сегодняшнее непонятное сущест­вование (нет общего образа, у людей ощущение, что о городе забыли, в масштабе страны он стал не нужен). Нужно чётко понимать, что города быстро не меняются. Поэтому время – это тот ресурс, который работает сейчас против нас. Но и поспешности стратегии не терпят. Необходим взвешенный подход.

Разогнали инвесторов

К насущному. В Челябинске достаточно много пустырей, есть «ржавый пояс» заброшенных предприятий, но нужны инвесторы. Почему мы их не видим? Или желающих на самом деле нет?

– Надо сказать, что экономический блок предыдущего губернатора очень активно разгонял эти самых инвесторов. Действительно, был инвестор на конгресс-холл «Крылья» (на реке Миасс), который хотел строить этот объект. Более того, речь шла о том, что если он получит подряд, то за свой счёт берётся «закрыть» некоторые недострои в городе. Но подход, который демонстрировала прошлая команда, был настолько удивителен в своей непоследовательности, что комментарии излишни. 

Что думаете о новой команде Алексея Текслера?

– Будет понятно, когда нынешнее правительство чётко сформулирует инвестиционную политику. Хотя её уже видно. Создали министерство промышленности – это тоже шаг к приоритетному направлению развития. Наконец туризм передали в министерство экономического развития (был под минкультом). Мы с 2015 года пытались донести позицию, что туризм – это в первую очередь об инфраструктуре. В городе-миллионнике до сих пор нет фестивальной площадки. А ведь это осознанная необходимость.

Мы обсуждали с экспертами и сошлись во мнении, что надо идти к Александру Аристову и говорить о перезапуске Торгового центра. Это идеальное место для конгрессно-выставочного комплекса и фестивальной площадки. Но опять же это должна быть инициатива власти, готовой предложить для Аристова как для бизнесмена выгодные условия и взять на себя некоторые обязательства.

Очень многое зависит и от окружения губернатора. Много хороших и реально работающих на благо области людей сохранили свои посты. Я вижу, как перезагружается городская власть, и многие там мне симпатичны. Хотя до сих пор чувствуется отсутствие системной логики, нет взаимодействия между многими структурами, но это проблемы переходного периода.

На ошибках учимся?

Что вы думаете о тех меро­приятиях, которые остались Челябинску в рамках саммитов ШОС и БРИКС? Что получит город с них?

– Конечно, город получит импульс развития, но не в том объёме, как могло быть. Однако я надеюсь, что главным достижением саммитов, даже в том урезанном виде, что мы получили, является переосмысление. Нельзя затягивать процессы развития. 

Про дизайн-код власти задумались, только когда заговорили о грядущих саммитах. Хотя участ­ники челябинской рекламной ассоциации «РА», в которую входило и наше агент­ство, ещё в 2007 году вышли к админист­рации с разработанными правилами дизайн-кода и готовым проектом. Если бы с того времени эта работа велась последовательно, мы уже имели бы город совершенно другого качества.

Саммиты должны показать, что надо не развивать город от события к событию, а планомерно двигаться по разработанной стратегии (их может быть много, но быть в связке).

Ещё одна новость, которая волнует всех, – это конкурс на замещение должности главного архитектора города. Достаточно у него полномочий или это очередной чиновник?

– В нашей ситуации, если не изменится подход, без разницы, кто будет архитектором города. С 1990-х годов до настоящего времени по большому счёту во всех городах России градостроительная политика была отдана на откуп строителям и коммерсантам. Мы получили уплотнительную застройку, серую архитектуру, где всё сделано не для человека, а для выгоды и большей маржи застройщика.

Мне очень нравится опыт Калуги. Это тоже областной центр. Они как раз перезагрузили у­правление архитектуры, там главарх взаимодействует напрямую с губернатором и мэром. Ему возвратили главен­ствующую роль, отдав полномочия начальника профильного у­правления. В Челябинске также нужно менять и профессионала, и систему. 

Например, в Китае приоритет имеют архитектурные проекты, в идеологии которых заложен «вау-эффект». Он должен вызывать эмоции.

Вы как участник многочисленных сессий и конференций, посвящённых новому облику города, определили хотя бы для себя лицо Челябинска? Какое оно?

– Мой образ очень субъективный. Для меня, как для маркетолога и экономиста, образ города – это его смысловая и экономическая модель. С моей точки зрения, Челябинск – пост­индустриальный город, технопарк, научно-образовательный центр, который имеет определённые специализации даже по внутригородским рай­онам. И вот очень важно, чтобы эти конкурентные преимущества были заложены в градостроительную концепцию города и архитектурно подчёркивали его специализацию.

Здоровая конкуренция должна быть внутри города, но не должно быть противостояния. Я надеюсь, что новая админист­рация и грядущие саммиты как раз дадут толчок к тому, чтобы переосмыслить город Челябинск и задаться вопросом, какой образ у него должен быть с точки зрения архитектуры.

Досье

Дмитрий ДОВБНЯ

Родился в Челябинске в 1973 году. Окончил ЮУрГУ.  Работал на заводе «Прибор» токарем, слесарем на радиозаводе, монтажником систем термометрии на элеваторах, брокером, главным бухгалтером.  Сегодня – руководитель  национальной коммуникационно-консалтинговой группы «Иероглиф»,  председатель комитета по туризму в ЧРО «Опора России».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах