На минувшей неделе генеральный план города обсуждали в каждом районе, жители ещё раз послушали о том, как изменится Челябинск к 2039 году.
Генеральный план – это документ, на основании которого город будет развиваться 20 лет. Чиновникам план даёт возможность попасть в госпроекты или обосновать расходы бюджета, проектировщикам – поупражняться в мастерстве. Но возможно ли исполнить всё, что предусмотрено генпланом? Так, прошлый документ от 2002 года в части дорожной сети выполнен лишь на 30%.
Объединяй и властвуй
Сложно сказать, что из задуманного воплотят в жизнь, но у проектировщиков будущего Челябинска амбициозные планы.
Заброшенные участки внутри города будут возвращать в эксплуатацию и застраивать. Территория бывшего танкового училища, где сейчас располагаются склады, должна быть застроена жилыми кварталами.
Реанимировать предлагают участок площадью примерно 50 гектаров в промзоне Тракторозаводского района, вдоль дороги Северный луч. Проектировщики предложили построить здесь межуниверситетский кампус. Это, по мнению представителей комитета архитектуры, решит сразу две проблемы: поможет перезагрузить промзону и заставить санитарные зоны предприятий «подвинуться», а также приблизить науку к производству.
От метро решено отказаться. Но генплан предусматривает строительство пяти станций на одной ветке от проспекта Ленина до Торгового центра. Обслуживать её, скорее всего, будет подземный трамвай.
Улицу Ворошилова решили превратить в крупный путепровод, который свяжет Калининский, Курчатовский и Металлургический районы. Для этого её расширят и удлинят до шоссе Металлургов с выходом на Новомеханическую улицу. В крупные магистрали объединят Уфимский и Свердловский тракт, а также Троицкий тракт, автодорогу Меридиан и Свердловский тракт. Запланировано ещё 129 км новых дорог, три моста (в продолжении улиц Индивидуальная, Краснознамённая, Комсомольского проспекта) и 17 км трамвайных путей. Правда, напомним, прошлый генплан именно в транспортной части был выполнен на треть.
Не поддержали
Одним из основных объектов, представленных создателями генплана, стал объединённый парк, ведущий от городского до Каштакского бора вдоль реки Миасс. Дорогам и проспектам тоже хотят вернуть прежнее озеленение. Берега внутригородских озёр запланировано почистить и благоустроить.
Лидер общественного движения «Большой Челябинск» Юрий Черкасов считает, что планы противоречат реальности. «Как мы можем говорить об озёрах как о зонах рекреации и благоустройства, если на днях арбитражный суд Челябинска признал Первое озеро техническим водоёмом для предприятий и разрешил слив отходов производства минимум до 2025 года?» – выражает мнение общественник.
«Генплан должен показывать перспективы города, его потенциал, чтобы в него захотелось вкладывать, инвестировать, – считает экономист Сергей Гордеев. – А что мы имеем? Университетский кампус и жилой квартал, который предусмотрен в зоне челябинской свалки. Транспортные потоки и новые магистрали в центре города. И это при обещанном снижении выбросов на 20%. Допустим, предприятия снизят выхлопы, но общие цифры тут же добавят выбросы от автомобилей. Есть некоторое лукавство с озеленением: странно, что норму зелёных насаждений рассчитывают с учётом кладбищ и уже существующих газонов. Степень реализации такого плана – доли процента».