Муниципальные детские сады раньше делились на разные виды - комбинированного вида, компенсирующего, художественно-эстетического направления. Самыми продвинутыми муниципальными детсадами были центры развития ребёнка.
«За то, что я была воспитателем центра развития, получала плюсом к окладу 30%, это 3 тысячи рублей, - рассказала Инга ХАНОВА, воспитатель челябинского детсада. - С 1 сентября этого года категория центра развития с нашего учреждения снята, стали меньше и зарплаты. Наша заведующая говорит: мол, наш детсад все знают и хвалят, надо держать марку, заниматься с детьми будем в прежнем режиме. Нам от этой марки ни горячо, ни холодно. Педагогов по различным дисциплинам пока держат за счёт фонда заработной платы. Но это у нас, а вот в соседнем саду давно всех поувольняли, остались только воспитатели в чистом виде. Вообще всё идёт, видимо, к тому, что воспитатель должен будет только стоять посреди группы и просто смотреть за тем, чтобы никто из детей не убился».
Наилучший ли вариант выбран?
«Нам на последнем родительском собрании так и сказали: с 1 января мы не будем заниматься с вашими детьми, наша обязанность - это только присмотр и уход! - подтверждает представитель родительского сообщества Светлана РУДАКОВА. - С одной стороны, я могу понять воспитателя: в нашей группе в садике на Тополиной аллее 32 ребёнка. Как единовременно организовать такое количество детей?! Но с другой стороны, а кто будет заниматься с нашими детьми?..»
«Воспитатели должны осуществлять наряду с присмотром и уходом образовательную деятельность в рамках полученных учреждением лицензий на образовательную деятельность! - заявила в ответ на это Любовь ЕГОРОВА, начальник отдела обеспечения дошкольного образования комитета по делам образования Челябинска. - Если в каких-то челябинских детсадах воспитатели заявляют, что они обязаны только присматривать за детьми, то знайте, что говорить так они не вправе. Можете смело жаловаться на это мне по номеру телефона 263-27-96».
Противоречие между тем, что говорят воспитатели и чиновники, налицо. Ясно одно: оптимизация не миновала дошкольные учреждения. Стоит отметить, что, согласно словарю бизнес-терминов, это выбор наилучшего варианта из множества возможных. Как бы то ни объяснял словарь, в России «оптимизация» стала верным синонимом слова «сокращение».
«У нас во всём городе убирают физоргов и педагогов изо в детсадах, - рассказывает музыкальный руководитель одного из центров развития ребёнка Магнитогорска Алия УХМАНИНА. - Сказали, сокращения связаны с тем, что входим в режим жесточайшей экономии. Физкультурные залы переделывают под группы, воспитателям по изо предлагают оставаться воспитателями. Но представьте, у человека многолетний опыт занятий по рисованию, бумагопластике, работе с глиной, а он будет присматривать за ясельной группой?.. Поэтому многие отправляются искать работу в других местах».
Однако в управлении образования администрации Магнитогорска нам заявили, что вопрос о сокращении музыкальных руководителей в детских садах не стоит.
«Никто никого не сокращает! - парирует Наталья ДОРОГИНА, начальник отдела организации дошкольного образования. - Все узкие специалисты приняты у нас воспитателями, у нас нет инструкторов по физической культуре за исключением специалистов по бассейну. И нет ни одного специалиста по изо в чистом виде! Всеми воспитателями освоена методика организации физического воспитания и методики организации процессов художественного развития детей. Поэтому каждый воспитатель имеет право эти направления реализовывать. Тут уже учреждения решают самостоятельно, браться ли за эту работу воспитателям, и решение зависит от того, есть ли у конкретного детсада оплата такой работы».
Логопед не по карману
Впрочем, ситуация одинакова не везде. В Златоусте, к примеру, пока тихо: местные работники дошкольных учреждений ни о какой оптимизации не слышали и ни на что не жалуются. В других городах области воспитатели боятся что-либо комментировать, дабы не потерять своё рабочее место. Большинство предпочитает делиться «по секрету и не для печати».
Зато не устают осуждать систему дошкольного образования сами родители.
«На мой взгляд, воспитатели в детсадах сегодня просто отсиживаются! - возмущается мама челябинского дошкольника Елена АБРАМОВА. - Заведующие приглашают в садик платных педагогов. Хореография, театральный кружок, робототехника - пожалуйста! Любая прихоть - за родительские деньги. В нашем садике есть платный логопед, но нам его услуги не по карману. Получается, что кто-то из ребят участвует в интересных занятиях, а кто-то остаётся с воспитателем сидеть в группе. Не вызовет ли это в ребёнке, лишённом возможности посещать платные занятия, зависть и злобу?»
Понятно, что нелёгкая задача практического осуществления оптимизации легла на плечи заведующих. Именно они должны сегодня так перестроить работу детских садов, чтобы выйти из реформ с наименьшими потерями. Именно им приходится работать с негодующими родителями: не каждый готов понять, что повышение родительской платы, перевод когда-то бесплатных кружков в платные, просьба к родителям скинуться на канцелярию и хознужды - процесс неизбежный в тех условиях, в которые поставлены учреждения. Некоторые родители, считая, что проблема создана на местах, пишут в прокуратуру и министерство письма с просьбой навести порядок.
«Бюджет обеспечивает садик средствами на фонд оплаты труда и учебные расходы (игрушки, мебель, дидактические пособия и т. п.), - объясняет Елена КОУЗОВА, замминистра образования и наук Челябинской области. - При этом учебные расходы составляют очень небольшой объём в финансировании образовательной организации. В пригородах этого минимума достаточно на учебные расходы, а в больших городах уровень притязаний самих родителей несравнимо выше. Поэтому и привлекаются дополнительные средства. И детсады вправе призывать родителей к оказанию добровольной помощи. Очень досадно, когда в региональное ведомство поступают жалобы типа: «Почему в садике просят денег на туалетную бумагу?» Практически всегда подобные вопросы и жалобы поступают оттуда, где нет взаимодействия между родителями и педагогическим коллективом. Хочется, чтобы родители старались любые проблемы и конфликты решать сначала на месте - с воспитателями и заведующими».
Вопросов по процессу оптимизации - множество, некоторые уже проявились, другие ещё будут возникать. Охватить все их в одном материале просто невозможно. Ясно одно: процесс, который объял дошкольное образование, непростой, его результаты будут ясны не раньше, чем через несколько лет.
Точка зрения
Екатерина ЗАБАЧЁВА, председатель отделения ОООЗС «Родительское всероссийское сопротивление», эксперт комиссии по социальным вопросам Общественной палаты области:
«Программа оптимизации в дошкольных учреждениях опирается на новый госстандарт (ФГОС ДО). До его введения действовал принцип: «Обучение и воспитание неотделимы друг от друга». Новый ФГОС создан на основе личностно-ориентированной модели воспитания, в которой ребёнок сам выбирает то, как ему развиваться. Но это абсурд: ребёнок не может в этом возрасте определить, что для него приоритетнее! Основной принцип современного дошкольного образования - не мешать ребёнку ни в чём, потому что это якобы психологическое давление и ломка индивидуальности. И вот так бесцельно, бессмысленно, не понимая, зачем это надо, согласно новому ФГОСу должен расти, но не развиваться в детском саду ребёнок. Потреблять, пережёвывать услужливо предложенную ему среду. Высококвалифицированную и неагрессивную.
А ведь психологи, физиологи и педагоги признают, что именно в дошкольном периоде закладывается основа, которая будет в человеке всегда, всю жизнь. В это время рядом с ребёнком должен быть наставник (воспитатель), который передаст ему знания, умения, способы мышления, нравственные и этические нормы, дополнит воспитание в семье. А сейчас под видом оптимизации наших детей хотят этого лишить».
Взгляд
Ирина БАЗАРНОВА, бывший учитель начальной школы, ныне педагог частного центра развития детей:
«Я ушла из начальной школы пару лет назад. Многие мои коллеги также сегодня покидают систему образования. Одна из причин - бумажное болото, которое в буквальном смысле засасывает педагогов. С каждым годом нужно делать всё больше и больше отчётов, которые вообще не относились к работе с детьми. Такое впечатление, что учителей перевели в сферу обслуживания.
Из бесплатной медицины уходят грамотные специалисты. Скоро лечить нас по полису будут те, кому впору катать капельницы. Видимо, систему образования ждёт та же участь. Удивительно: на образование не хватает, на медицину - тоже. Однако даже в самые трудные времена у нас всё же хватает денежных средств на многочисленное племя чиновников».