Сейчас тысячи родителей на Южном Урале, как и в других регионах, решают, в какой же вуз должен пойти их ребёнок, какую профессию выбрать, чтобы в будущем получить хорошую работу. А можно ли угадать, какая специальность будет востребованной через пять и более лет? И в чем заключается роль вузов в столь непростом процессе? За ответами мы обратились к кандидату педагогических наук Дмитрию Филиппову, который работал во многих вузах.
Пусть набивают шишки
Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: - Говорят, что до сих пор существует диспропорция – мол, вузы выпускает одних специалистов, а рынку нужны другие. По вашему мнению, реально ли вообще наладить между ними по-настоящему эффективное взаимодействие?
Дмитрий Филиппов: - Образование в принципе довольно консервативный институт. А требования рынка труда всегда будут опережать фундаментальные знания. Но так и надо готовить выпускника, чтобы он со своей базой мог подстроиться под рынок. Люди сейчас постоянно учатся, повышают квалификацию. Думаю, в каждом вузе должны быть инновационные центры, которые помогали бы выпускнику сориентироваться. Где-то они есть, в каждом южноуральском вузе ситуация разная, но в целом в Челябинской области таких центров, конечно, недостаточно. И это чувствуется. Но можно обучаться через Интернет, проходить мастер-классы. Процесс идёт, но не очень быстро. Проблема ещё и в том, что работодатель недостаточно внятно формулирует свои требования – как не надо, он говорит. А вот как надо, кто нужен? Тут на самом деле чёткого ответа нет.
Образование – это способность к самообоучению, умение приспособиться, решать нестандартные задачи. Думаете, в СССР было по-другому? Нет, у каждого молодого специалиста был наставник, и три года бывшего выпускника не могли не то, что уволить, а даже наказать. Все вопросы были к наставнику. А сейчас хотят получить после вуза сразу готового и опытного специалиста.
- А что бы вы ответили родителям, которые спрашивают – какую профессию избрать нашим детям, чтобы они гарантированно нашли хорошую работу с высоким заработком, востребованную на рынке?
- Ответа на такой вопрос родители не получат. Во первых, многое зависит от способностей ребёнка. Во вторых, специальности, их появление и исчезновение – это стратегические вещи. Да, есть профессии, которые отмирают, но иногда это происходит так медленно, что я успею в ней состояться. Родители в любом случае не могут всё решить за ребёнка – пусть он сам набивает шишки.
Но кое-что сделать можно. Например, сейчас всё большое значение приобретает среднее профессиональное образование. После окончания колледжа или техникума можно в вуз поступить уже без ЕГЭ – по профилю, разумеется. Кроме того, у ребёнка будет рабочая специальность, которая в любом случае позволит зарабатывать. Надо не угадывать, какая профессия будет востребованной, а понимать, какие условия поступления и образования окажутся наиболее выигрышными.
Где в джинсах, а где в костюмах
- Как считаете, было ли что-то в высшей науке советских лет, 90-х годов, нулевых, что неплохо бы вернуть?
- У каждого вуза своя аура. В ЧелГУ всегда было больше свободы, в ЮУрГУ другая атмосфера. Помню, мы в ЧелГУ всегда ходили в джинсах, с длинными волосами, а потом побывал в тогдашнем ЧПИ и удивился – парни чуть ли не в костюмах с галстуками ходят! Потом понял, там же военная кафедра, так что отношение к студентам другое.
Сейчас у студентов больше возможностей – что называется, на уровне клика. Может, и есть какая-то романтика в том, чтобы пойти в публичную библиотеку, отстоять два часа в очереди за редкой книгой, а потом её конспектировать, зная, что за тобой очередь из таких же, как ты. Но гораздо проще эту книгу скачать, и не просто текст, а рецензии, отклики на неё, фото, видео.
Сейчас заметно, что государство повернулось к науке. Можно как угодно относиться, скажем, к корпорации «Роснано», хихикать, но она существует, работает. Есть школы старт-апов, другие институты.
- То есть, нынешняя система высшего образования более эффективная, чем советская?
- Знаете, я вам такой пример приведу – и как раз из времён СССР. Как советское правительство начало развивать собственное машиностроение? Купило в США производственную линию по выпуску тракторов, которую сами американцы ещё не применяли, потому что она была новая и дорогостоящая, так что массово выпускали тракторы по старинке. А у советского правительства деньги тогда были – и они их вложили в самую передовую на тот момент технологию.
Вот и высшее образование должно быть таким правительством, которое покупает и внедряет технологии завтрашнего дня. Кстати, это имеет отношение и к выбору профессии. Потому что угадать востребованную в будущем профессию нельзя, а вот увидеть, какие технологии появятся вскоре, можно.
Островки свободомыслия
- В Москве, других регионах представители высшей науки часто выступают экспертами. У нас же такое редкость - на слуху лишь имена ректоров, да и то не всегда. Почему так происходит?
- Идёт смена поколений. Старшее поколение ещё присутствует, но постепенно уходит, молодёжь ещё не вписалась, а среднего слоя мало – это связано с тем, что в 90-ые годы многие уходили из вузов. Система образования достаточно замкнутая, и чтобы выйти с каким-то заявлением, нужен социальный импульс. Если преподаватель общается со студентами, то высказывает свою точку зрения и считает, что этого достаточно. Ректоры же – политики, они бьются за интересы своего вуза, поэтому вынуждены выступать с заявлениями.
С другой стороны, возможно, это недоработка отделов по связям с общественностью. Хотя есть примеры, когда вузы выходят за свои рамки, самым заметным образом проявляют себя в жизни региона – можно вспомнить истории с Аркаимом, Челябинским метеоритом, экологическими вопросами.
- Есть мнение, что вузы стали коммерческими предприятиями, а ведь в идеале это должны быть некие кузницы идей, которые должны участвовать во многих проектах - от планирования города до того же пиара родного края…
- Коммерциализация вузов связана была с перестройкой всей нашей экономики, сейчас. Слава богу, государство выделяет деньги на развитие науки и высшего образования. Поэтому идёт процесс закрытия непрофильных активов во многих вузах, и посыл тут правильный – надо заниматься тем, что у вас получается. Выделяют гранты, развиваются технические вузы, которые должны преодолеть пропасть между идеей и первым образцом, федеральные вузы, которые решают национальные проекты. У остальных время сложное и интересное. Не думаю, что вузы останутся исключительно фабриками по производству знаний, так как вузовский дух всё-таки присутствует, это не абстрактное понятие.
- Который также должен выражаться в свободомыслии? Не похоже, что наши вузы остаются островками свободы, как в прежние времена, начиная ещё с царских.
- А я не согласен, это до сих пор рассадники свободомыслия. Просто это приняло несколько другие формы – на сайтах, форумах, в социальных сетях. Понимаете, когда в одном месте собирается большое количество молодых, образованных людей, у которых масса энергии и желание что-то изменить, это всегда даёт свой эффект. Когда-то такой процесс проходит ярче, когда-то менее заметно. Но вузы всегда будут местом, где рождается что-то новое.