Примерное время чтения: 6 минут
22

На Южном Урале стартовал проект «Педагогический профессионалитет»

В Челябинской области начали внедрять адресную подготовку педагогических кадров нового поколения. Такие возможности предоставил проект «Педагогический профессионалитет».

«Бесшовное» взаимодействие

В Челябинской области при поддержке Министерства образования и науки стартовал пилотный проект по взаимодействию между Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом и образовательными организациями региона. Он был задуман в сентябре 2023 года, за первое полугодие 2024 года вуз пересмотрел и модернизировал семь образовательных программ, которые в текущем учебном году стали воплощаться в пилотном проекте.

«Сейчас все отрасли экономики борются за кадры, за то, чтобы на предприятия приходили работать люди. Система образования не исключение, её кадровое обеспечение - одна из важнейших задач на сегодняшний момент, - констатировал факт министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке на пресс-конференции в «АиФ-Челябинск». – Мы должны выстроить хорошие, качественные и эффективные механизмы, которые позволят привлекать молодёжь в образовательные организации. Это многофакторная задача, ей невозможно решить каким-то одним управленческим решением, требуется комплексный подход. Недавно глава региона Алексей Текслер принял решение о выплате молодым преподавателям, которые приходят работать в наши образовательной организации. Это мотивационный элемент, нужны и другие решения для привлечения молодёжи в детсады, школы и систему СПО. Проект «Педагогический профессионалитет» - это возможность гораздо более раннего погружения действующих студентов педагогических специальностей в практику образовательной среды».

Виталий Литке не скрывает: к идее подтолкнул федеральный проект «Профессионалитет», предусматривающий как раз то самое «бесшовное» взаимодействие будущего работодателя с выпускниками образовательных организаций.

«Мы взяли эту модель, адаптировали с точки зрения педагогики и теперь будем внедрять, - продолжил тему ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Александр Кузнецов. - До сих пор существует разрыв между теоретической подготовкой будущего педагога и его практической деятельностью. Нашим проектом мы попытаемся его минимизировать, чтобы будущий учитель как можно раньше вливался в педагогическую среду, чтобы у него возникало чёткое понимание, чем ему предстоит заниматься». 

«Педагогический профессионалитет» направлен на реализацию тех же самых задач, которые сегодня решает «Профессионалитет». Это, в первую очередь, привлечение представителей профессиональных сообществ и активных участников рынка труда в образовательный процесс. Они станут не только партнерами, но и инвесторами в систему образования. И, во- вторых, проект увеличивает интенсивность практической подготовки и способствует трудоустройству студентов уже на старших курсах университета. То есть по сути сроки обучения не сокращаются, но образовательная организация уже во время практики обучения может заполучить в свой штат профессионального педагога. Место практики может стать местом работы, и шансов на это больше, если студент хорошо себя проявит.

124 студента, 7 программ

«Практика, как обязательная часть образовательной программы была всегда, - говорит начальник учебно-методического управления ЮУрГГПУ Татьяна Шульгина. - Она решала все основные вопросы приобретения практического опыта студентами непосредственно в той организации, которая была базой практики – школа, детский сад, колледж. Но время показало, что одной практики недостаточно, поэтому в 2020 году появилось новое понятие – «практическая подготовка». Она трактуется гораздо шире, чем практика. По сути это любой вид занятий, в ходе которого формируются необходимые навыки для работы в профессиональной сфере».

На сегодняшний день в проект вовлечены 124 студента ЮУрГГПУ, это примерно 4,5% от общего контингента, обучающихся в очной форме (по ожиданиям руководства вуза, в следующем учебном году эта цифра вырастет в два, а то и в три раза! – Прим.ред.). За лето в челябинском педагогическом университете были пересмотрены и модернизированы семь образовательных программ, которые в текущем учебном году участвуют в пилотном проекте: это программа подготовки учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей математики и информатики, воспитателей детских садов, а также преподавателей колледжей по двум специальностям - в области транспорта и в области информационных технологий.

Заключены договоры с двумя колледжами, пятью общеобразовательными школами и тремя детскими садами.  В их числе лицей № 95, школа №116, ОЦ №2  и школа № 121 г. Челябинска.

«Стоило большого труда пересобрать все образовательные программы, выстроить их в практико-ориентированной логике, - заметила заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик ЮУрГГПУ Евгения Волчегорская. – Для преподавателей это серьёзный вызов - переформатировать свою работу, переконструировать блоки тех дисциплин, которые раньше реализовывались только как лекции и практические занятия. Нужно соответствовать новым задачам!»

Раннее закрепление в школе

Что изменится в практической подготовке с внедрением пилотного проекта?

«Во-первых, непосредственно в профильных образовательных организациях будет проходить не только производственная практика, но и целый ряд учебных практик и практических занятий по психолого-педагогическим и методическим дисциплинам, - рассуждает Александр Кузнецов. - Во-вторых, изменяется и сама структура учебного занятия по дисциплине. Часть занятия может быть посвящена наблюдению за реальным образовательным процессом, другая часть – анализу занятия, а третья – проектированию компонента урока или занятия. В-третьих, мы планируем, что в ходе учебной практики в образовательной организации студенты будут готовить материалы по заявке организации. В-четвертых, преподаватели университета могут приглашать на свои занятия со студентами учителей школы, в которой проходит практическая подготовка, обмениваться методическим опытом, вырабатывать единые требования к подготовке будущего учителя».

Процесс профессионального становления студентов – будущих учителей в высших учебных заведениях немыслим без педагогической практики. Практикоориентированность проекта работает на выполнение главной задачи – качественной подготовки учителя с последующим трудоустройством по выбранной профессии.

«Студенты приходят в нашу школу, не только чтобы с ними делились лучшими практиками обучения и воспитания, а чтобы просто посмотреть на детей в естественной среде обитания, на настоящую живую жизнь школы, - подчёркивает директор МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» Вероника Мушкарина. - Здесь студенты осуществляют свои первые профессиональные пробы, пусть и не глобальные - успокоить ребёнка, который потерял футболку на физкультуру, проследить за тем, обеспечивать все ли дети покушали во время обеда, чтобы никто не остался голодным и т.п. Вроде бы мелочь, но не только из уроков, а в том числе из этого и складывается повседневная жизнь учителя. У нас сейчас целая группа студентов, ученики начальной школы реагируют на них очень положительно, они тянутся к молодым ребятам, те с ними играют и взаимодействуют на какой-то одной волне. Мы с готовы обеспечивать трудоустройство студентов-старшекурсников, влюбить их в школу и сделать все для того, чтобы они в ней остались».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах