Особенность Южного Урала — переменчивая погода, и даже летом дни удушливой жары вмиг сменяются дождями и холодным ветром. И всё же именно летний зной становится испытанием для горожан - особенно ощущаются все неприятные запахи, которые источает город. «АиФ» пригласил экспертов порассуждать, что является причиной этих запахов и можно ли от них избавиться?
На больную мозоль
В рейтинге неприятных запахов лидируют выбросы промышленных производств. Наиболее сильные запахи выделяют металлургические предприятия (у нас в области их 45), и особенно та часть производства, где идёт электроплавка металла.
«Электроды при пропускании через них дуги разрушаются, горят, — рассказывает заведующий кафедрой «Экология и природопользование» ЮУрГУ д. х. н. Вячеслав Авдин. — Но горят не просто с образованием углекислого газа и воды, а с выделением различных органических соединений. Они-то и имеют неприятный запах. Сейчас на предприятиях металлургического комплекса стоит неплохая очистка, и собственники продолжают вкладываться в экологию, но этого не всегда достаточно. В Европе, в отличие от нас, жёсткое экологическое законодательство. Поэтому и очистка у них налажена лучше».
Челябинцам и самим есть что сказать, городским зловониям посвящены целые форумы в Интернете:
«На КПЗИС постоянно тянет с мясокомбината. Когда варят кости и прочую гадость, жуткий запах разносится по всему Ленинскому району» — пишет Dramaturg.
«А вот где ещё пахнет - на Тополиной аллее! Там с очистных водохранилищ такой запах стоит!» — возмущается Ольга М.
«Неприятный запах с очистных сооружений — это действительно проблема, — подтверждает заведующий кафедрой «Водоснабжение и водоотведение» ЮУрГУ д. т. н., профессор Сергей Денисов. — Так как этот запах стоит, прежде всего, на въезде в город со стороны Екатеринбурга, Тополиная аллея может страдать лишь косвенно, запах сюда приносит ветер.
Вода - источник жути
Причина в том, что у нас в Челябинске незавершённый цикл канализации. В настоящее время нет последнего этапа утилизации осадков сточных вод, а именно цеха обезвоживания. Поэтому используются так называемые иловые площадки, на которые сбрасывается этот осадок — фекалии. Там они высушиваются естественным способом в течение более 2-х лет. И естественно оттуда, при загрузке иловых площадок, исходит этот тяжёлый запах. Иловые площадки у нас находятся рядом с постом ГАИ по Свердловскому проспекту — запах концентрируется здесь.
В настоящее время в ЮУрГУ готовится предложение по утилизации этих остатков методом сжигания. Инновационный подход позволит, во-первых, избавиться от иловых площадок и, как следствие, от зловоний и, во-вторых, при переработке получать электрическую энергию. Наш проект уже поддержали, осталось согласовать с городскими властями».
«К очистным сооружениям добавляется весьма характерный запах самой реки Миасс, — продолжает тему Борис Красуцкий, доктор биологических наук, профессор кафедры общей экологии ЧелГУ. — Это результат процесса разложения органических соединений, идёт образование сероводорода, метана и ряда других соединений. Также с приходом жары в реке начинают цвести сине-зелёные водоросли. Их жизнедеятельность ведёт к тому, что вода приобретает неприятную зелёную окраску и запах».
«Если сравнить воздух, которым мы дышали в 80-90-е годы, и тот, что сейчас, то, поверьте, вам не захочется вернуться обратно, — как-то признался главный санитарный врач Челябинской области Анатолий СЕМЁНОВ. — Тогда заводы дымили гораздо интенсивнее. Сегодня многие из них (кто по собственному желанию, а кто через суды и скандалы) установили очистные сооружения. Вывод Роспотребнадзора таков: вода на Южном Урале стала грязнее, а вот воздух — чище».
Пищевые производства
«В посёлке Октябрьском периодически такой «аромат» с птицефабрики! Не представляю, как там живут! Проезжая на машине, бесполезно окна закрывать. А ведь там сейчас активно строят и продают таунхаусы» — пишет Tramontana.
«Если говорить о птицефабриках и свинокомплексах, то источник запаха - это собственно отходы предприятий, — рассуждает Вячеслав Авдин. - Если это фабрика по выращиванию живности, то причина запаха — помёт, если же предприятие производит готовую продукцию — здесь пахнет гниением тех остатков животных и птиц, которые не идут в пищу (остатки крови, тканей, костей).
В идеальных условиях, при полноценной очистке выбросов, запаха вообще не должно быть. На аналогичных предприятиях в Европе пока внутрь не зайдёшь, не поверишь, что это птицефабрика. И снова мы возвращаемся к очистным сооружениям, которые стоят достаточно дорого. Модернизация циклов очистки влечёт за собой увеличение себестоимости продукции. И при условии жёсткой конкуренции наши местные производители стараются минимизировать свои расходы».
До абсурда
Без сомнения, каждый житель мегаполиса сможет найти ещё десяток причин неприятного запаха: это и гниющая вода в подвалах многоэтажек, и выхлопные газы многотысячных автомобилей, и дым городской свалки. Все эти отталкивающие запахи здорово пугают гостей нашего города.
Достаточно вспомнить конфуз, который произошёл с Григорием Лепсом всего год назад. Знаменитый певец приехал в Челябинск с концертной программой и вместе с музыкантами готовился к выступлению на сцене Дворца спорта «Юность». В это время убийственный запах общественного туалета с первого этажа заполнил весь зал. Дело в том, что в «Юности» тогда располагался автовокзал и тысячи пассажиров междугородных рейсов потоком шли через единственную уборную.
«Воспитанный и скромный Лепс героически терпел смрад, — вспоминает один из организаторов концерта по имени Илья, — лишь изредка морщил нос и поворачивался спиной к публике, чтобы сделать спасительный вдох. А вот гитаристы то и дело выказывали недовольство, призывая бойкотировать это место».
Такие случаи говорят о недостаточном внимании со стороны городских властей. Что касается проблемы неприятных запахов в целом, то, как правильно говорят эксперты, выходом станут ужесточение экологического законодательства и увеличение штрафов.
Комментарии
Максим Юхачев, председатель «Объединения независимых экологов Челябинской области «Зеленый мир»:
— У нас основными источниками неприятного запаха, особенно в жару и безветренную погоду, являются городская свалка и предприятия коксо-хима. Свалка вообще периодически горит. Только представьте количество ядов и химикатов, которые горят вместе с мусором. И всё это столбом дыма идёт прямо в атмосферу, от запаха страдают жители близлежащих районов.
С выбросами промышленных предприятий, от которых порой ощущается вкус серы во рту, надо бороться по примеру Японии. Помимо модернизации производства и совершенствования циклов очистки, они озеленяют санитарно-защитные зоны предприятий. Вокруг завода разбиты парки и скверы и на территории предприятия высажены деревья. Что любопытно, есть особая технология высадки деревьев, которые создают зеленый «коридор», по которому постоянно гуляет ветер и выдувает с территории минимальные запахи производства.
Александр Мамонтов, эксперт по дорожному строительству:
— Я, как дорожник, обращаю внимание на запахи, которые поднимаются из канализационных люков Челябинска. Есть участки (например, пересечение Российской-Карла Маркса), где запах сточных вод стоит зимой и летом. Конечно, это недопустимо. Запахи идут из люков открытой, безнапорной канализации, и как испарения тёплых масс поднимаются вверх. Решить эту проблему можно двумя способами: установить вытяжные вентиляционные сооружения - как делает весь цивилизованный мир, или элементарно увеличить герметичность колодцев с помощью полимерного уплотнителя на крышке канализационного люка. Таким образом, один из источников неприятного запаха в городе будет устранен.
Буквально 20-30 лет назад, когда промышленность работала более интенсивно, преобладали запахи промышленные, сегодня, на мой взгляд, город задыхается от выхлопных газов. Автомобильный поток в Челябинске усилился значительно и самые неприятные запахи выхлопных газов у машин отечественного производства. В отличие от иномарок они не снабжены катализаторами. Кроме того, с газами в воздух выбрасываются окислы свинца, которые очень вредны и канцерогенны.