aif.ru counter
414

Домны, танки, картины. Образ Челябинской области на почтовых марках

Южный Урал также широко представлен на конвертах и открытках.

В 1983 году была выпущена марка «50 лет ЧТЗ», посвященная непосредственно заводу.
В 1983 году была выпущена марка «50 лет ЧТЗ», посвященная непосредственно заводу. © / Из личного архива

Если судить по почтовым маркам, то устойчивый промышленный имидж Челябинской области сформировался именно в советские годы. Хронологически самая известная марка, связанная с нашим регионом, датируется 1932 годом и носит название «Строительство Магнитогорского металлургического комбината». Сегодня такая марка – раритет и своеобразный исторический документ, символизирующий начало эпохи индустриализации.

Магнитка и «Оружие Победы»

Как рассказывает историк Дмитрий Филиппов, в советские годы практически вся филателистическая продукция, посвященная Челябинской области, по тематике была исключительно индустриальной. «Главными героями» советских марок, как правило, являлись Магнитка, а также Челябинский тракторный завод и его основная продукция – танки и тракторы.

Например, композиция марки «25 лет городу Магнитогорску» (1955) выстроена таким образом: на первом плане – изображение городской улицы с домами м троллейбусами, а сама эта «улица» размещена на фоне домен ММК. Следующая марка 1967 года воспроизводит картину известного советского художника Я. Ромаса «Утро пятилетки», посвященную строительству ММК. На марке 1979 года запечатлен памятник «Первая палатка», на марке 1982 года – домна «Комсомольская» и памятник «Металлург».

В 1983 году была выпущена марка «50 лет ЧТЗ», посвященная непосредственно заводу. Но продукция ЧТЗ многократно присутствовала на советских марках в различных вариантах. Так, например, в серии 1984 года «Оружие Победы» можно увидеть марки «Танк Т-34», «Танк ИС-52», «Тяжелая самоходная установка ИСУ-152». Гораздо раньше, в 40-е годы, тоже выпускались марки с изображением наших танков и тракторов: «Танковая атака», «Танк у заводских ворот», «Трактор на уборке урожая» и т.д.

«Сам Челябинск как столица Южного Урала появляется только в 1986 году, на марке «250 лет городу Челябинску», – отмечает Дмитрий Филиппов. – Здесь в композиции соединилось все: и трактор, и заводские трубы, и памятник Ленину, и театр драмы. Драматический театр означает появление культурной составляющей, это уже отступление от привычного промышленного образа области».

Марка «25 лет городу Магнитогорску» (1955).
Марка «25 лет городу Магнитогорску» (1955). Фото: Из личного архива/ Из коллекции Сергея Коломина

Марки нового времени

Что касается марок, выпущенных в последние десятилетия, то здесь обозначились новые темы. Например, в последние годы на марках появились ученые и организаторы производства, которые жили на Южном Урале и много сделали для создания советской атомной промышленности. Это академики И.В. Курчатов и Е.И Забабахин, генерал-майор инженерной службы Б.Г. Музруков и другие.

В 2009 году в серии «Регионы России» была выпущена марка, посвященная Челябинской области, где снова были собраны все привычные промышленные бренды: панорама ММК, трактор, решетка каслинского литья. «На этой марке небо над комбинатом почему-то коричневое, а не синее. И с экологической, и с эстетической точки зрения, изображение получилось неудачное», – считает Филиппов.

Одним из самых важных, но почти незамеченных культурных событий в жизни области, по его мнению, стал выпуск в 2010 году марки, где воспроизведен автопортрет художника Дмитрия Левицкого. Надпись на марке: «Автопортрет, Д.Г. Левицкий, Челябинский музей искусств». «Марка посвящена картине, которая хранится в нашей картинной галерее, – говорит он. – То есть, благодаря этой марке имидж Челябинска кардинально меняется: наш город предстает не только промышленным центром, а городом, где есть картинная галерея с шедеврами мирового уровня».

В 2010 году была выпущена марка, где воспроизведен автопортрет художника Дмитрия Левицкого.
В 2010 году была выпущена марка, где воспроизведен автопортрет художника Дмитрия Левицкого. Фото: Из личного архива/ Из коллекции Сергея Коломина.

Олимпиада на челябинском конверте

Объектом массового коллекционирования также являются и другие знаки почтовой оплаты – конверты и открытки. Стоит сказать, что на конвертах и открытках Челябинская область представлена гораздо шире и интереснее, чем на марках – и по тематике, и по оформлению.

Даже на конвертах советского периода мы можем увидеть не только привычные тракторы и домны, но и красоты южноуральской природы (Тургояк, Ильменский заповедник и др.), культурные учреждения, спортивные объекты, памятники писателям и ученым и т.д. На постсоветских конвертах также нет засилья промышленной темы. Наоборот, появляется «образовательная» серия конвертов, где изображены вузы Челябинской области (ЧелГУ, ЮУрГУ, МаГУ, ЧГПУ), известные ученые – доктор технических наук, профессор Г. А. Завьялов, доктор филологических наук профессор А.И. Лазарев, основатель Магнитогорского музыкального училища С.Г. Эйдинов и т.д.

«В жизни иногда случаются невероятные истории, происходят какие-то фантастические совпадения, и, казалось бы, рядовой конверт приобретает новую ценность, – рассказывает Дмитрий Филиппов. – Такая история произошла с конвертом, вышедшим в 2008 году и посвященным 100-летию газеты «Челябинский рабочий». Там изображены первые полосы нескольких номеров, и на одной из них – момент голосования на сессии МОК в Гватемале, на которой был выбран  город-хозяин Олимпиады.2014 года. На конверте мы видим фото ликующего музыканта Игоря Бутмана и счет голосования в пользу Сочи 51:47».

На конверте - фото ликующего музыканта Игоря Бутмана и счет голосования в пользу Сочи 51:47. Фото: АиФ

Таким образом, этот челябинский конверт стал первым российским знаком почтовой оплаты, посвященным Сочинской зимней Олимпиаде.  «Со временем ценность этого конверта будет только возрастать, – считает Дмитрий Филиппов. – Он стремительно движется к тому, чтобы стать настоящим раритетом».

Впереди у Челябинской области – крупнейшие международные события: саммиты стран ШОС и БРИКС. Они, скорее всего, также найдут свое отражение в филателистической продукции. Ведь марки, конверты, открытки  – не только знаки почтовой оплаты, но и визитные карточки региона и страны. Кроме того, до сих пор они остаются одним из самых популярных видов коллекционирования. И, не в последнюю очередь, потому, что очень демократичны по цене. Далеко не каждый человек может позволить себе купить картину известного художника, но купить марку с изображением этой картины – вполне реально.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество