Миасс, 15 мая - АиФ-Челябинск.
«Андрей Геннадьевич, вау, какая она красивая! – Четвероклассница Аня не сводит глаз с молочной змеи, - а я думала, они только в сказках шкуру меняют, а эта скинула прям при мне!».
Хозяин мини-зоопарка, педагог центра детского творчества Андрей Антипин улыбается: он давно привык, что подопечные вызывают у посетителей бурю эмоций. Девчонки визжат от вида змей и палочников, но тут же просят их потрогать, а прикоснувшись, констатируют: «Такая хорошенькая». Пацаны просят дать в руки скорпиона, но мимоходом интересуются, не цапнет ли он? «Эти скорпионы наименее опасные, - профессиональный ихтиолог знает о рептилиях и земноводных больше, чем учебник по зоологии, - у них клешни толстые. А ядовитые и опасные те, у которых они тонкие и плоские».
В небольшой комнате дворца творчества разместились обитатели со всей планеты.
«Этих гекконов я купил в Питере, - обходя змей и черепах, рассказывает Антипин. – Этот варан здесь уже родился, я его родителей приобретал. Ну а аллигатор – это крокодиловый кайман. Он пока в подсобке сидит. Ждет, когда я его «жилищные условия» улучшу. Нашлись спонсоры, начали изготавливать ему аквариум из профиля, из которого европакеты делают, но не закончили пока, вон сидит в темном помещении».
Аллигатор сразу понял, что рассказывают о нем. Опустил бОльшую часть своего крупного тела в мутную воду и прикрыл глаза. «Андрей Геннадьевич, а он кусается?». Антипин смеется: «А вы как думаете? Если все наши змеи неядовитые, скорпионы не опасны, то крокодил – он и в Африке, и в Миассе крокодил. Потому его нет в свободном вам доступе». «А он большой будет? – не унимаются девчонки». «Когда я покупал его за счет спонсорских средств, меня заверили, что это та особь, что более ста пятидесяти сантиметров не вырастет. Вот не знаю: метр пятьдесят он уже перерос, хотя ему еще только девять лет. А живут аллигаторы и по семьдесят. Так что посмотрим, если обманули, метра три вымахает».
Дети ходят от аквариума к террариуму, открыв рот. Это вам не скучный урок биологии, где строение животных показано в учебнике. Любую змею или ящерицу можно взять в руки, погладить и даже покормить.
«Открывай ротик. Умница!» – Одиннадцатилетняя Карина кормит одуванчиком лучезарную черепаху. «Знаешь, почему она так называется? – Антипин дает детям массу интересной информации. – Потому что на панцире типа лучиков рисунок. Эти черепахи живут очень долго. В одной книге читал, одна из ее сородичей прожила почти сто восемьдесят лет».
«А можно мы учительницу напугаем хомячком? – девчонки нашли среди земноводных и пресмыкающихся «мягкую игрушку» - чисто белого хомяка». «Вы думаете, учителя не приходят в живой уголок? Наша Анна Ивановна уже видела хомяка, так что не боится. Ее тигровым питоном-то уже не удивишь».
Учительская зарплата на сто пятьдесят ртов
«Сколько у меня в коллекции животных, я не считал, - говорит увлеченный человек. – Какие-то особи плодятся, другие умирают, естественный процесс. Я со своими змеями и черепахами с 1990-го года вместе, постоянно кто-то новый появляется.
Начинал в советское время с аквариумных рыб – тогда крокодилов по телевизору-то редко показывали. Но одно я вам скажу – все мы, и я, и они, питаемся на мою зарплату. Никаких допсредств на корм или лампы обогревания я не получаю. А зарплата педагога допобразования – это даже не учительский оклад. Вон тыквы принес, хорошо, остались запасы с прошлого года, покормлю черепах.
А вот кайману или морским черепахам-хищницам зелень пожевать глупо предлагать. Да и питон нет-нет, да съест мышку или лучше кролика. Многие питомцы тараканами питаются – вон они сидят, в специальных стеклянных коробках». «А как выбегут?!». «Не выбегут – я края вазелином мажу. А таракан через вазелин пройти не может. Сидит в стеклянном доме. Зато технология у меня безотходная – сделаю тыквенно-морковный салат черепахам. Остатки с кастрюлей поставлю тараканам. Они так подчистят, что крошки еды не останется».
Антипин говорит, содержать животных и насекомых – это полдела. За ними еще нужно ухаживать. Вот тут беда – он опять один. На всех. Была помощница, но не стало ее должности в штатном расписании. А дети – что они, потискать змею или сфотографировать хамелеона – это все очень любят, а порядок за ними наводить никому не хочется. Потому учитель-энтузиаст для своих варанов и молочных змей и кормилец, и уборщик, и заводчик. Чем они обеспечены сполна бесплатно, так это вниманием учеников и взрослых.