aif.ru counter
123

А мне бы в деревню! Где запекают черёмуху с косточками и говорят "дырахой"?

Бабушки в народных коллективах нередко копируют танцевальные движения, которые увидели в современных клипах по телевизору.

Полина Бызова (в центре) на форуме
Полина Бызова (в центре) на форуме "Таврида" продемонстрировала с товарищами свой певческий талант. © / АиФ

На восьмой смене российского форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» челябинка выиграла грант на 450 тысяч рублей, которые позволят организовать несколько экспедиций по старинным деревням Челябинской области.

Грант достался руководителю Центра традиционной культуры Южного Урала Полине Бызовой. Что же она и её друзья надеются найти в южноуральских деревнях? Оказывается, если Шурик из известного фильма отправлялся в экспедицию за песнями и тостами, то нашего собеседника интересуют также и колыбельные, и ремёсла, и даже рецепты.

Узнаём вас по костюму

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: – Что это за проект, который стал лучшим и получил финансовую помощь на федеральном уровне? Речь идёт о поддержке деревень?

Полина Бызова: – Не совсем. Проект называется «Деревенские сезоны». Мы набрали более 80 человек в возрасте от 16 до 30 лет. Среди них ребята из малых городов, сёл, учащиеся школ, колледжей. Охватим пять районов – в каждый отправится команда из пяти человек: этнограф, студент какого-либо профильного направления (например, историк), а также два волонтёра. Главная цель – сохранить наследие традиционной культуры, которая ещё осталась в некоторых деревнях, привлечь молодёжь к этому процессу. Есть и научная цель – изучить, в каком виде остались в той или иной деревне старинные песни, обряды, сказки, ремесла, даже рецепты. В первую очередь нас интересует русская культура, но, конечно, если встретим свидетельства других, то не пройдём мимо.

И едем мы не наугад. Выбирали районы и деревни Челябинской области, где, как известно из прежних экспедиций, действительно можно что-то найти. Основной упор будем делать на общение с людьми, что называется, 80+. Как показывает практика, именно они многое помнят. К сожалению, далеко не всё сохраняется. Очень мало находим колыбельных, сказок, хотя знаю, что наш прославленный учёный-фольклорист Александр Лазарев собирал на Южном Урале сказки.

– А у нас действительно есть такие деревни? Ведь Южный Урал не Центральная Россия, где у населённых пунктов многовековая история.

– Самым старым деревням в нашем регионе не более 300 лет, но можно найти бабушек, которые помнят, скажем, ещё более древние песни. Так, в Катав-Ивановском районе есть очень интересная деревня Серпиевка. Причём всего в 20 километрах от неё находится деревня Орловка, и там уже свои особенности.

Это, кстати, ошибочное мнение – что в Челябинской области нет своей традиционной культуры. Даже в костюмах есть особенности, по которым нас сразу узнают и понимают: это не просто уральские наряды, а именно из Челябинской области. Но сохраняются следы, откуда шло переселение – скажем, из Калужской губернии.

Попробуйте суп из крапивы!

– Вы сказали, что даже в двух близких деревнях есть отличия. Какие именно?

– Например, в произношении. Это касается и двух основных зон – горнозаводской и степной. На юге более распространено открытое «а» – как в городах. А в горнозаводской зоне – открытое «о». В той же Серпиевке очень необычный говор: там произносят не «дорогой», а «дырахой». Я слушала местную бабушку и иногда терялась. Это как украинский язык: вроде понимаешь, но перевод приходит с некоторым опозданием.

Есть сёла, которые можно назвать песенными – это Краснинское и Спасское в Верхнеуральском районе. Там до сих пор поют традиционные песни, духовные стихи, знают обряды – свадебные, похоронные, даже романсы помнят.

Или же Арси в Нагайбакском районе. Помню, мы долго его искали и никак не могли найти: посёлок Арсинский есть, а Арси нет. Выяснилось, что местные так называют свой посёлок.

– Похоже, на что-то французское…

– И не удивительно. Его основали казаки, вернувшиеся после побед над Наполеоном, и изначально название было ещё более французским – Арси-Сюр. Там до сих пор сохранился свой ансамбль – редкость по нынешним временам.

– Говорите, что будете собирать даже рецепты. А какие-то местные вкусности уже удалось попробовать?

– В том же Арси делают пирожки с черёмухой, причём косточки не вынимают. Мы чуть зубы не сломали. Спрашиваем: «А почему косточки не убираете?» И бабушка даже не поняла вопроса: «Зачем? С косточками полагается!»

Многие в деревнях до сих пор готовят в печи. Можно встретить оригинальные курники. А недалеко от Кыштыма меня угостили супом из крапивы. Моя бабушка из Нижнего Новгорода такой же готовила. Очень вкусно, похоже на щи, а сама отваренная крапива – на щавель, но без его характерного вкуса.

Выпало среднее поколение

– Как считаете, действительно ли деревни умирают и этот процесс не остановить?

– Мы обсуждали этот вопрос на «Тавриде», но к единому мнению не пришли. Я не думаю, что деревни умрут. Они, что называется, возможно, поменяют свой формат, но сохранятся. Уже сейчас некоторые люди переезжают в сёла. Конечно, прежний старинный уклад исчезнет, но хочется верить, что какие-то традиции сохранятся. Фольклористы и борются за то, что пусть хоть по чуть-чуть, но останутся где-то очаги прежней деревенской культуры. Может, в виде домов фольклора.

Я заметила, что из связи поколений в этом отношении выпало именно среднее звено. Старшее ещё помнит, младшее уже интересуется, а вот среднее слишком занято зарабатыванием денег. У нового поколения есть желание соприкоснуться с историей, древней культурой, поэтому появляются ролевики, организуются подворья, которые воспроизводят старинный уклад.

Кстати, отношение к народному творчеству было неоднозначным во времена СССР. Бабушка рассказывала, что одно время не разрешали играть на старинных инструментах, петь песни, дошедшие до нас через века. Во Дворцах культуры обучали «нормальному искусству», заставляли разучивать песни советских композиторов. Лишь потом отношение к фольклору поменялось. И в результате иногда просишь какую-нибудь бабушку исполнить народные песни, а она сначала начинает пить советские.

– Как в фильме «Шла собака по роялю», где бабушка пела песни Высоцкого в ответ на просьбу фольклориста вспомнить что-нибудь народное…

– А ещё иногда видно, что, исполняя танцы, те же старушки копируют современные движения, которые они увидели по телевизору! Хотя в общем-то в этом нет ничего странного, ведь и в старину так было: кто-то придумал движение, чтобы показать себя, а другие стали его копировать.

– Может ли ваш проект «Деревенские сезоны» способствовать развитию туризма на Южном Урале? Наверняка многим будет интересно посетить старинные деревни с живыми традициями.

– В Серпиевке уже есть центр туризма, который разместили в новом срубном доме, хотя логичнее было поместить его в старом. Есть похожие попытки в других сёлах. Но для развития туризма нужны деньги, отели, опытные менеджеры. Пытаются этим заниматься в основном пришлые – те, кто знает, как и с кем договориться, где разместить рекламу. А местные часто просто злятся на чужаков, не понимают, что они делают. Наверное, пройдёт ещё много времени, прежде чем туризм в деревнях начнёт развиваться по-настоящему.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество