Чистокровные немецкие бурёнки прибыли на жительство в село Ясные Поляны. Областной бюджет затратил огромные деньги, но чиновники радовались: наконец-то обновим наше стадо. Однако, вместо повышения удоев и привесов, немецкие «фрау» начали дохнуть одна за другой.
Медь в сене
У народа были разные версии. Одни считали, что зарубежным гостьям не понравились наши коровники. Другие были уверены, что коровы дохли от ностальгии и потому, что не понимали русскую речь. Истина оказалась рядом, но гораздо страшней.
Рассказывает Альфия ТАИРОВА, заведующая кафедрой общей химии и экологического мониторинга Уральской государственной академии ветеринарной медицины: «Животные попали в новые эколого-хозяйственные условия и не смогли адаптироваться. Даже размер стойла имеет значение.
Но главная проблема - корма. В наших южноуральских кормах повышенное содержание токсических элементов, особенно много меди, железа, кадмия и никеля. Здесь сказывается наслоение природного фона. На территории Челябинской области очень много никелевых рудников, сложнейшая геохимическая обстановка. С одной стороны, Урал, опорный край державы, даёт нам огромные богатства. С другой - пользуясь этими дарами природы, мы в то же время загоняем себя в ловушку».
Опыты продолжались несколько лет. В результате троицкие ветеринары не только нашли выход из ситуации, но и получили патент на международном уровне. Они изобрели способ выведения свинца и никеля из организма коров. Самое удивительное, что в этом им помогли… криль, жуки и личинки навозной мухи. Из их хитиновых крылышек, спинок и ножек добывается хитозан, который мировая наука уже назвала веществом XXI века.
«Если корова потребляет корма с большим содержанием тяжёлых металлов, надо параллельно давать ей препараты, чтобы помочь, - рассказывает Альфия Таирова. - Если применять сорбенты (тот же активированный уголь), они вымывают из организма всё плохое и хорошее. А нам избирательно надо избавиться от кадмия, никеля и свинца. И выяснилось, что хитозан связывает именно эти элементы. Конечно, всё стадо мы не спасли, но уцелевшие коровы адаптировались к российским условиям, повысили удои и начали больше рожать телят. Кстати, хитозаном можно лечить и людей, например проводить профилактику и лечение острой лучевой болезни, выводить из организма соединения тяжёлых металлов».
Хитозановый бум
Говорят, в научном мире сейчас настоящий хитозановый бум. Американцам проще всего: у них больше возможностей добывать источник природного хитина - креветок, криля. В России с этими продуктами сложнее, зато у нас выдумки больше. Учёные поэкспериментировали с разными жучками и выяснили, что отличным и бесперебойным источником хитина у нас могут быть личинки навозной мухи и пчелиный подмор. Ежегодные запасы пчелиного подмора в стране - до 100 тонн.
Это вполне тянет на научную сенсацию. Увы, в жизни всё не так красиво и легко. Учёные работают на чистом энтузиазме и за счёт редких грантов. Работу по спасению немецких коров из Ясных Полян профинансировал научный конкурс «Умник» Фонда содействия развитию малых предприятий. Но на всех «Умников» не напасёшься. У местных же хозяйств таких денег нет. Разработки троицких учёных пока внедрены только в учебном хозяйстве и в крупнейшем откормочном комплексе «Дубровский». Зато москвичи приезжают в Троицк как на работу - интересуются технологией, внедряют в свои хозяйства.