Пока искали нужный адрес, увидели вдали на пригорке белоснежный храм с синими куполами. Посреди серых пятиэтажек, на фоне деревянного частного сектора и замороженных колонок он буквально сиял. Мы с фотографом одновременно сказали друг другу: «Давай заедем, посмотрим. Хотя бы на пять минут». А задержались на полдня…
Великая сила притяжения
Как и положено, у церковных ворот стояла кучка попрошаек. Сизоносые мужички лет 40-50, вечные слуги Бахуса. Приветливо закивали, показали, в какую дверь заходить. Узнав, что мы не местные, один побежал лично сопроводить. Передал с рук на руки тетушке – служительнице церковной лавки. Та стала расспрашивать, зачем нам нужен батюшка, и какое у нас к нему дело. На что я честно сказала: «Не знаю. Просто мы не смогли проехать мимо».
- А, так это неудивительно. Наш храм всех к себе притягивает. Он такой, особенный!
Иду по тихому храму. Внутри – ослепительная белизна, стены только-только оштукатурены и побелены. Справа от алтаря – строительные леса, банки с красками, видно, что с этого места начата роспись. Роспись вся какая-то воздушная, легкая: голубая, синяя, золотая… Это потом уж я узнаю, что цветовую гамму местный батюшка выбирал (совместно с матушкой, разумеется) по своему вкусу. Вот и остановились на таких светлых и жизнерадостных тонах.
Вроде бы все, как положено: иконы, свечи, столик с подношениями: булочки, яички, пироги. Вдоль стен – широкие деревянные скамьи, на одной сидит мужчина в военной форме. Просто посидел, подумал о чем-то, и ушел. Вдруг – топот, шум, движенье нескольких десятков человек. С колокольни спускаются школьники.
- А это у нас экскурсия. Ее сама матушка проводит, рассказывает ребятам о храме.
Долго ищу глазами матушку. Вместо дородной благообразной тети нахожу тоненькую молодую женщину – в пуховичке, шапочке, ничем не отличающуюся от рядом стоящих школьниц. Через минуту она потащила своих ребят наверх – туда, где во время службы находятся певчие.
- У нас матушка и батюшка и экскурсии сами проводят, и по школам классные часы, и в воскресной школе преподают. Рассказывают о православной культуре, об истории нашего храма. Вы бы слышали, как они говорят – невозможно оторваться! – восхищается тетушка, продавец церковной лавки.
Вскоре выясняется, что батюшку придется подождать – он где-то в городе по срочным делам. Но на встречу с репортерами обещал приехать через час.
Этот час мы решили провести на улице – пофотографировать, полюбоваться на храм. Бомжи-попрошайки встречают нас, как старых друзей. Шарю по карманам – увы, мелочи завалялось совсем чуть-чуть.
- Да что вы, что вы! Не переживайте, - утешают меня новые знакомые. Галантные алкоголики. Останавливаюсь поболтать – не мерзко и не брезгливо, а почти душевно. Может, это храм так подействовал? Волшебная сила притяжения?
Всем миром
- Это же работа у них такая, - смеется прибывший батюшка на мое замечание о вежливых бомжах.
Он паркует свой УАЗ-Патриот, выпрыгивает, поддерживая рясу. Круглое русское лицо. Голубые глаза. Борода, которая не хочет расти.
- Батюшка, а сколько вам лет? – нескромно спрашивает фотограф.
Я уже знаю, что 30, и быстро делюсь информацией.
- Что вы! Мне уже 32! – поправляет отец Димитрий. Он же – Дмитрий Вячеславович Егоров, протоиерей, настоятель храма Преображения Господня. Человек, который в 20 лет, практически мальчишкой, взялся за восстановление уникальной святыни. А в 30 лет удивился, что все у него получилось. История восстановления чебаркульского храма уже сама стала легендой.
В 1736 году казаки основали крепость Чебаркуль. А в 1754 на ее территории уже был действующий храм. При Емельяне Пугачеве церковь сожгли. Потом снова отстроили. Пришли коммунисты и религиозный объект «перепрофилировали». Сначала здесь был склад, зернохранилище. Потом клуб, кинотеатр «Урал», но люди все равно ходили сюда, как на святое место. В конце концов, храм все-таки решили взорвать, но сколько ни взрывали, не смогли разрушить. Тогда дали отмашку населению, мол, берите стройматериал себе на гаражи. Так и растащили старую церковь – по кирпичику, всем миром.
А в 1995 году всем миром кинулись восстанавливать погубленное. От святого места остался только пригорок, на нем и начались работы «с нуля». Руководил процессом безусый 20-летний отец Димитрий. Это он превратил стройку во всенародную. Лично ходил по всем чебаркульским предприятиям – на оперативки к начальству, на летучки в коллективы. После его хождений простые люди начинали скидываться - с зарплаты по 100-200 рублей на строительство храма. Воспитатели в детских садах отдавали по 50-70 рублей.
- Мы каждый день молились, чтобы Господь вразумил, где денег взять на строительство, - вспоминает отец Димитрий. И оказалось, что для верующего все возможно.
Постепенно подключились чебаркульские предприятия, бизнесмены. Казаки привезли в город генерала Лебедя, он оплатил закладку фундамента. В те годы в стране не жировал никто. Искали где подешевле, и проект храма заказали организации «Агропромпроект». Похоже, тамошние спецы так устали проектировать свинарники да элеваторы, что на чебаркульском храме отдохнули душой. До сих пор считается, что проект храма Преображения Господня – один из самых удачных в Челябинской области.
В фаворе у неба
Его построили в рекордный срок – за 12 лет. Раскрасили в два цвета – белый и голубой. Белый – цвет фавора. Голубой – цвет неба. Открыли при храме воскресную школу, приют, летний лагерь «Ковчег». В больницах Чебаркуля трудятся 20 прихожанок – сестер милосердия. Сюда приезжают помолиться со всех уголков Челябинской области. И каждый чувствует себя, как дома. Этот храм, как раннее утро – чистый, свежий, дающий надежду, что все будет хорошо. Что жизнь прекрасна. Что все только начинается, и многое еще впереди…
PS: Когда мы зачехлили свои фотоаппараты, к воротам храма на неуверенном бреющем полете подъехала машина с огромной буквой «У» на крыше. С пассажирского сиденья выбежал инструктор и направился прямиком в церковь. За рулем нервно курила девушка-курсант.
- Это у нас традиция такая. Каждый рабочий день наш инструктор заканчивает здесь, - объяснила будущая автоледи. И задумчиво добавила: - Наверное, свечки ставит…