Примерное время чтения: 8 минут
1402

И чем они так сильно заняты? Один день из жизни сельского священника

У сельского священника особая благодать – он дальше от денег и ближе к людям. Фото Анны Усмановой

Если рано поутру вы окажетесь в центре села Миасского, и услышите неровное жужжание и гул, знайте: это отец Евгений Новокрещинов расчищает дорогу к храму. Один добрый человек подарил главной церкви Красноармейского района чудо-агрегат: импортный снегоуборщик.

 

 

Вещь дорогая, хрупкая, и доверить ее эксплуатацию отец Евгений не может никому. Помощь пришла вовремя: этой зимой сугробы в Миасском – уже под два метра. А раньше приходилось всю территорию по старинке – вжик-вжик – расчищать огромной фанерной лопатой.

На все руки работник: и электрик, и плотник

Получается, живет он почти по заветам Сент-Экзюпери: встал рано, привел себя в порядок, приводит в порядок свою маленькую планету.

 

                                                                         
Досье
Иерей Евгений Новокрещенов, 34 года.

Образование высшее. Кандидат сельскохозяйственных наук по специальности «земледелие». Преподавал в институте агроэкологии различные предметы: от переработки сельхозпродукции до информатики.

Рукоположен в сан дьякона в октябре 2007, в священника – в июле 2008. Учится в 3 классе Заочного сектора Московской Духовной Семинарии.

 

На работу благочинный Миасско-сельского округа Евгений Новокрещинов уходит, когда семья еще спит. После уборки территории – утренняя служба: либо в райцентре, либо на одном из своих приходов, их у отца Евгения несколько: Бродокалмак, Русская Теча, Мирный. В Красноармейском районе практически не осталось уцелевших храмов, так что священники с утра служат, а после – строят.

Сам Евгений Новокрещинов, когда был еще мирским человеком – кандидатом сельскохозяйственных наук, поднимал бревна и крыл крышу в храме Иверской иконы Божией Матери в Миасском. Потом уж стал священником, но до сих пор всю проводку и отопительную систему в церкви чинит сам. Местные бабульки-служительницы не нарадуются: тепло, красиво и экономно, не надо работников нанимать.

Профессион де фуа

19 декабря, в день памяти святителя Николая, иерей Новокрещенов отслужил Божественную Литургию в поселке Канашево, вместо заболевшего настоятеля, потом примчался обратно в Миасское – жена Саша привела на причастие в храм Иверской иконы Божией Матери сына Колю. У мальчишки сегодня именины. Обнял именинника, отнес домой, чмокнул напоследок – и на прием к главе районной администрации: решать земельные вопросы.

 

 

– У нас сейчас создано несколько новых приходов, – объясняет благочинный. – Иногда возникают проблемы с оформлением земельных участков. Приходится ходить в администрацию, слава Богу, к нам здесь относятся с пониманием.

Надавив на «административные рычаги» отец Евгений снова идет в храм. Местные служительницы выдают ему тарелку супа с фасолью, стакан чая и сухарики. Подкрепившись, благочинный убывает в кабинет: маленькую каморку, в которой книжный шкаф, компьютер и большая карта Красноармейского района на стене.

 

 

На ней, как полагается главнокомандующему, отмечены все стратегические объекты: действующие и будущие храмы.

Минут через пять заходит румяный морозный коллега – отец Михаил Малиновский из Алабуги.

– Ого! Да у вас тут жара! – радуется заснеженный пришелец и прилипает к батарее.

В процессе оттаивания выясняется, что сегодня с утра отец Михаил провел службу при температуре плюс три градуса. Храм его еще в процессе восстановления, денег на отопительную систему нет, дееспособных прихожан-помощников тоже не наблюдается: на службы ходят в основном, немощные старушки.

Настоятель отдал им все калориферы, которые есть в наличии, а сам согревается «Божьей помощью».

– Он по две кофты надевает, – раскрывает профессиональную тайну благочинный.

Сельская «благодать»

Вообще, ничего удивительного в этой житейской неустроенности нет. Большинство церквей в наших селах разрушено, а восстановить-то и некому: колхозов, совхозов по пальцам перечесть.

 

 

Люди выживают, как могут, детей в город отправили за нормальной жизнью. Бывает, останется на все село полтора землекопа да пяток бабушек. Какая уж с них помощь храму? Лишь бы сами приковыляли на службу, и то хорошо. А случалось и так, что священник служил в совершенно пустом храме. Такая история произошла однажды с отцом Евгением.

– Это было в прошлом году, во время Великого поста, – вспоминает благочинный. – Наш новый архиерей, владыка Феофан как раз ехал из какой-то важной поездки из Кургана, и неожиданно решил завернуть к нам. Заходит в храм, смотрит: я служу, певчие поют, а вокруг – ни души. Почему-то в этот день никто из прихожан на службу не пришел.

 

Благочинный
В православной церкви специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа ее священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории).

 

Мы думали, нагоняй нам устроит владыка, а он потом нас в пример ставил: как ревностно мы к службе относимся.

Хороший учитель проведет урок, даже если пришел всего один ученик. Хороший священник будет служить всегда: и когда пусто, и когда руки мерзнут и пар изо рта.

«Он настоящий»

Тем временем, отец Михаил слегка оттаял и поделился бедой: у прихода нет возможности купить некоторые богослужебные книги. И он приехал к отцу благочинному – уточнить детали предстоящей Рождественской службы. Кроме того, в должности настоятеля отец Михаил всего год, и кое-каких тонкостей еще не знает. Вот, приходится брать мастер-класс.

Сначала они листают книги, что-то записывают, потом идут к алтарю… Батюшка постарше нисколько не стесняется спросить совета у молодого. Тот, в свою очередь, терпеливо и по-доброму помогает своему, если так можно выразиться, коллеге.

 

 

И вот, наконец, все вопросы разрешены. И отец Михаил достает откуда-то из недр своей рясы тетрадный листок, и читает нам свой новый стих. Про Рождество. Надо же! Они еще стихи пишут!

Когда батюшки прощаются, отца Евгения перехватывает прихожанка Валентина.

– Батюшка! Мои дети хотят освятить дом. Я никому это дело не могу доверить, только вам…

Он внимательно слушает старушку, дает свой телефон. Потом она решает исповедаться – и он идет за облачением. Они долго стоят в уголке вдвоем. Время идет. Уже четыре часа пополудни…

 

 

– Вы знаете, наш отец Евгений – очень душевный батюшка, – делится с нами баба Валя. – Он настоящий. К нему хочется идти. И, несмотря на его молодой возраст, я считаю его своим духовным отцом, а ведь мне, милые, уже 77 лет!

От амбулатории – к храму

Солнце уже подкатило к крышам домов. Отец Евгений садится в машину и едет в поселок Мирный – там местные жители совсем недавно организовали свой приход. Поселок построен в 1931 году, церкви здесь никогда не было, молиться никто толком и не умеет.

 

 

Сначала собирались по-партизански, в коридоре местной амбулатории, когда закроется дверь за последним пациентом. Сегодня инициативную группу пустили в поселковую библиотеку. Отец Евгений проводит первое занятие воскресной школы для взрослых.

– Вы сегодня снова сели за парту, будьте готовы не только слушать, но и читать, выполнять домашние задания, – строгий учитель улыбается кучке учеников (ученики нацепили очки и схватились за карандаши). – Давайте познакомимся с тремя главными учебниками…

Ученики старательно скрипят в тетрадках, солнце упало за крыши, мороз крепчает, мы едем домой.

Мы так и не узнали, во сколько он вернулся домой, к жене Саше и маленькому Николке…

Смотрите также: Как бывшая журналистка занимается возрождением обители

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах