Назад в СССР: Отпуск на 180 советских рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ-Челябинск» 01/02/2012
Фото: Майя Некрасова

«Нас принимали то за цыган, то за хиппи»

“У каждой работы имеется срок. Суббота, суббота – хороший вечерок»  - такую вот песенку пели в советские годы.  Еще лучше и желаннее отпуск, свой законный.  Отработал 11 месяцев – и отдыхай. Хорошо отдыхать летом. Путевочку взять к морю, но желающих много, а лето короткое. И вот здесь на страже интересов трудящихся стоял профсоюз. В конце года на каждом предприятии составлялся  график отпусков. На летний период в обязательном порядке попадали учащиеся, студенты-заочники, передовики производства, матери-одиночки... График утверждался с администрацией предприятия, парткомом, заверялся гербовой печатью и висел на видном месте в профсоюзном уголке. Свои отпуска мы с мужем сначала проводили вместе. Изъездили по турпутевкам весь союз, благо, оплачивал все профсоюз. Когда мне однажды предложили путевку за границу (а муж был не выездной), он устроил мне скандал, никуда не отпустил, сказал – поехали на Урал. Я с тоской приготовилась к худшему.  Приехали к родне. Утром проснулась я поздно, настроение на нуле, поинтересовалась у свекрови, где мой муж – та отвечает, будут, мол, к обеду. Ждем. Вдруг слышу какой-то непонятный шум со двора. Выхожу на балкон и опешила: во дворе – упряжка лошадей, а в телеге муж со свекром! Муж издал воинственный клич, забежал в комнату, схватил меня на руки и заявил, что мы отправляемся в путешествие. Я пыталась возражать и сопротивляться – ни в какую не отпускал. И мы поехали.  И путешествие оказалось замечательным. Мы на этой повозке объехали столько замечательных  мест!  Меня удивил Троицк с его старыми  домами, озера Урала. Нас принимали то за цыган, то за хиппи! Милиция часто подъезжала и проверяла документы – убеждались, что все в порядке, угощались печеной картошкой. Были и другие встречи - хорошо, что мы взяли охотничью двухстволку мужа, она нас выручала, впрочем, как и знание приемов самбо. Вернуться нам пришлось раньше времени, мужа срочно вызвали на работу. Мне было дома скучно, я решила тоже прервать отпуск. Но по закону без чрезвычайной причины меня выдернуть не могли, и тогда я по совету начальства написала заявление, мол, в связи с трудным материальным положением прошу разрешить досрочный выход на работу. Вроде все законно. Все довольны. И началось! И парком, и профком, и женсовет и администрация – все посещали, выясняли, в чем мое трудное положение, выписывали помощь и давали рекомендации.  Сейчас, конечно, все вспоминается с юмором и ноткой грусти.»

Зоя Ладынина, пос. Красное Поле

Расплатился часами за ужин

Часто вспоминаю, как мне удалось в советское время отдохнуть на Черном море.  В 1990 году я закончил учебу в техникуме, осенью меня должны были забрать в армию. Уговорил друга оторваться напоследок на море. Его мама работала в бюро путешествий и нам две путевки в Сочи по 180 руб на каждого. Это включало три недели проживания (правда, не в гостиницах, а в квартирах), двухразовое питание в кафе по талонам и авиаперелет из Челябинска в Адлер и обратно. Я продал свой любимый мотоцикл Восход, примерно 200 рублей дали родители и мы рванули на море. Шел конец августа, мы каждый день купались, загорали. Ездили на экскурсию в Гагры, ходили в цирк. Мне было 19 лет, здоровья – вагон! Чуть ли не каждый день пили вино, закусывали курицей-гриль с соусом ткемали. Особенно почему-то запомнился этот соус, очень вкусный и настоящий. А к концу нашего отпуска у друга был день рождения, и мы пошли отмечать в ресторане. Взяли двух девушек из группы и примерно 80 советских рублей. По ходу празднования хорошо выпили, заказывали вино и закуску, уже не считая деньги. Официант принес счет – 111 рублей! Я снял часы «Электроника» и вручил официанту. Говорю:  «30 рублей у нас нет, а если мы за ними пойдем – вернемся только к утру.» Он часы взял, куда-то сбегал, пришел и сказал, что мы больше ему ничего не должны. Так я остался без часов, о которых нисколько не жалею. Через два месяца меня забрали в армию, вернулся в 1992 году – и обнаружил, что СССР больше нет, и мы все граждане другой страны. Но я до сих пор с нежностью вспоминаю свои последние счастливые дни отдыха в большой и дружной стране Советский Союз. Прилагаю фотку – там я еще в часах.

Дмитрий Мурзин, Сатка

Долгая дорога в отпуск

«В 1953 году служил я в Новороссийске. И вот, в августе – долгожданный отпуск. Родителей у меня нет с детства. Думаю, поеду к тетке, на малую родину. Познакомился в поезде с попутчиками едем, отношения  доверительные. Утром остановка, станция Лозовая. В окно посмотрел – шагах в 20 огороженный досками умывальник. Проводник сказал, что стоянка 15 минут. Я бескозырку и форменку на чемодан, в руки полотенце, мыло, зубную щетку – и в эту загородку. Вдруг слышу шум колес. Думаю, наверное, еще поезд подошел, а у самого на сердце тревожно. Выбегаю – нет моего поезда. Так я остался в брюках и в тельняшке с голой головой. На минуту присел на рельс, оценил свое положение, встал и пошел в комендатуру. Там послали в Харьков радиограмму, чтобы мой чемодан переправили в камеру хранения. Служебная книжка и деньги были у меня при себе. Сел на следующий поезд. Доехал до Харькова, выручил чемодан, еле успел на поезд, уже на ходу запрыгивал. От города Торопец до города Холм добирался на попутке. О дорогах говорить не приходится. Местами ехали, местами сами машину толкали. От деревни Холм до моей деревни Заборье – 15 км, а дороги нет. Помню, была лесная тропинка, да где ее найдешь теперь,13 лет прошло. Сплошной лес. Знаю, надо идти на север  - и пошел. Слева родная река Ловать, она в Заборье мое течет, но по берегу не пройти, река делает огромную петлю. И я пошел лесом на север, ориентируясь по народным приметам. Небо в тучах, дождь идет непрерывно. И вот путь мне преграждает бурный ручей. Вижу – поперек осина лежит, без коры, очень скользкая. Но надо же как-то перебраться на тот берег. Чемодан с размаху перебросил, и ботинки тоже. А сам босиком пошел по этому стволу. Знаю одно: поскользнуться нельзя – в этом ревущем потоке пропадешь без вести, а в армии объявят дезертиром. Перебрался. Сколько еще шел лесом, не знаю, наконец вышел на открытое место. Оказалось, это болото, покрытое водой.  Прошел вдоль, увидел еле заметную тропинку, а под водой – проложены жерди через болото. Вот так, нащупывая жерди под водой, перебрался на сухое место. Топаю в нужном направлении, дождь идет, пью из лужи, а жажду не могу утолить. Так я устал, что ноги уже руками переставлял. Но вот, добрался я до родной деревни. А от нее осталось три дома. Дожди и грязь непролазная. Даже не смог на кладбище пройти, родных усопших проведать. Прожил у тетки три дня, и приехал к месту службы на три недели раньше. Нагулялся.»

Тимофей Богданов, город Озерск-10, постоянный подписчик «АиФ»