Почему туристы теряются и что они испытывают, оставшись один на один с природой?
- Таганай всё-таки не парк Гагарина. Но если идти по тропе, не заблудишься, - говорит Евгений Волосников, инструктор центра подготовки при поисково-спасательной службе Челябинской области. - Через весь горный массив проходит только две тропы, и чем дальше от Златоуста, тем тропы "жиже", хуже читаются. Шаг влево, шаг вправо - и тайга, болота. Остаться здесь можно навсегда.
Именно его группа 28 мая после 4-дневных поисков нашла на западном склоне горы Откликной гребень Наталью Кашутину и Ольгу Уколову, заблудившихся вместе с друзьями. И именно челябинские поисковики оказали первую помощь потерявшимся.
Школа выживания
- Мы им сразу сказали: "С днем рождения!" Дали по таблетке глюкозы, кружке теплой воды, - рассказывает Евгений. - Слава богу, всё обошлось. Но бывает, что такие истории заканчиваются трагически. Еще чуть-чуть, и они могли просто-напросто замерзнуть.
В практике инструктора Волосникова такие случаи были. Евгений никогда не забудет, как лет 15 назад они на Таганае искали подростка, отставшего от своей группы. Пропажу руководитель детского отряда обнаружил только на вокзале. Тело замерзшего подростка нашли недалеко от поселка. Мальчишечка присел на камень. Так и умер от переохлаждения. На улице было +4 градуса...
Ошибки, как показывает практика, туристы допускают одни и те же. Во-первых, идут не подготовленными к походу, без компаса, карты, схемы, теплой одежды и спичек. Во-вторых, переоценивают свои силы и недооценивают сложность маршрута. Наконец, уже потерявшись, начинают паниковать и расходовать силы совсем не на то, чтобы выбраться.
Но, кроме этих сугубо человеческих факторов, есть еще один: отсутствие четко работающей системы безопасности на туристических маршрутах.
- Сейчас в национальных парках строятся всевозможные приюты, избушки, - вздыхает Евгений. - По уму хозяева таких приютов должны составлять карты-схемы, маркировать маршруты - делать всё, чтобы туристы не потерялись. Раньше, во времена Советского Союза, была четко отлаженная система, а сейчас никто не занимается безопасностью в лесу.
В идеале всем туристам, и новичкам, и профи, надо иметь GPS-навигатор, в голос утверждают спасатели. Стоит он недорого, 2-3 тысячи рублей. Зато, если горе-туристы потеряются, благодаря этому приборчику их точно найдут. А на спасработы потребуется всего несколько часов, а не дней.
"Ищем, пока есть надежда..."
Как оказалось, иногда челябинцы теряются и в парке им. Гагарина, но если в центре города это оборачивается 2-3 часами прогулки по лесу, то за "потерю" в горах можно заплатить ценой собственной жизни. А потеряться на Таганае проще простого. Об этом каждый год свидетельствуют десятки случаев. Каждая из этих экстремальных ситуаций для спасателей - самая важная. И для поиска людей привлекаются все силы.
- У нас есть собственный мотодельтаплан. Есть договор аренды вертолета, - говорит Евгений Волосников. - Увы, поиск с воздуха не всегда возможен, как в случае с Наташей и Ольгой. Когда люди теряются в лесу, их с воздуха просто не увидеть. Наземный поиск более эффективен.
Как оказалось, привлекаются для работы и сотовые операторы. Так, звонок потерявшихся был зафиксирован антенной одной из компаний. Правда, информации о точном местонахождении ребят он не дал. Более
серьезная аппаратура, позволяющая определить место с точностью до 100 метров, есть только в Екатеринбурге и Москве.
- Антенна, засекшая туристов, находилась в Кусе, - комментирует Евгений. - Благодаря этому нам удалось определить, на какой стороне хребта находятся туристы.
Всего на поиски четырех туристов были задействованы 60 спасателей, кинологов. В течение четырех суток группы спасателей сменяли друг друга. Сумма, затраченная на спасработы, составила 100 тысяч рублей. Правда, по словам самих спасателей, самое важное, что ребят нашли и они живы.
- У нас никто никогда не возьмет с заблудившихся денег, - говорит Евгений Волосников. - Это наша работа. Собственно, чтобы помогать людям, и создавался наш отряд. Обидно, когда ты не можешь спасти чью-то жизнь... Кстати, поиски у нас ведутся до последнего. До тех пор, пока есть надежда найти людей живыми.
Вместо отдыха - лесофобия
Правда, найти заблудившихся - это одно. По словам психологов, людям, испытавшим такой лесной стресс, нужна еще и психологическая реабилитация. Известно, что в первый день заблудившегося начинает мучить жажда, на второй день одолевают голод, холод, а уже затем прибавляются страх и наступает сильнейший психологический стресс. Многих охватывает паника, которая делает поведение человека непредсказуемым. И, естественно, после нескольких дней лесных мытарств человек нуждается в помощи специалистов, особенно если это маленький ребенок.
- Нередко спасенный человек после такой ситуации даже в парк боится ходить, - говорят психологи. - И перебороть этот страх очень сложно. Тем более если ему пришлось провести в лесу не один день.
Недавняя история, по мнению специалистов, закончилась без психологических травм, потому что девушки всё же были вдвоем. Во-первых, они смогли поддержать друг друга, во-вторых, элементарно греться друг о друга. Немаловажно, что обе были более или менее уравновешенные: от характера, эмоциональности в экстремальных ситуациях и последующей реабилитации зависит очень многое.
Горький урок Таганая
По словам Натальи Кашутиной, одной из 4 туристов, заблудившихся на Таганае, их даже посещала мысль: если умрут, то какой смертью? Замерзнут во сне или будут долго мучиться? Как признается Наталья, работающая поваром в гостинице "Виктория", за четыре дня в лесу она многое переосмыслила.
- Теперь мы будем отмечать эту дату каждый год. Это наш второй день рождения, - улыбается 27-летняя девушка, на прошлой неделе выписанная из больницы. - Надеюсь, что в следующем году отметим на Таганае.
Пока Наталья лежала в инфекционном отделении ГКБ N8, врачи называли ее звездой и подшучивали, когда она без особого желания обедала или ужинала: "Елок наелась в лесу, теперь и есть не хочешь..." Сейчас самочувствие девушки не вызывает у врачей опасения. Как, впрочем, и у психологов.
- Конечно, в лесу нам было страшно, - вспоминает Наталья. - Но не за свою жизнь, а за близких. Было больно представлять, как они страдают. А Оленька думала о своей семилетней дочке: как же она одна останется без мамы? По словам девушки, их спасли надежда и поддержка друг друга. Чтобы окончательно не замерзнуть, вымокшие до нитки Наталья Кашутина и Ольга Уколова наломали еловых веток, обложили ими камни, ветками же и укрывались.
- Обнимались крепко-крепко, чтобы не замерзнуть. Днем спускались к подножью, чтоб попить воды из ключа. Рвали кислицу, ели... Мы лежали в камнях, укрывшись елками, когда мне вдруг послышались голоса, - говорит Наталья. - Сначала думали, что просто показалось. До этого уже не раз мерещилось. Потом голоса стали слышны более отчетливо. И вдруг из тумана к нам шагнула фигура. Мы плакали от радости. Они обогрели, накормили нас. Огромное им спасибо!
Из похода, едва не закончившегося трагедией, девушки вынесли урок.
- Я поняла, что разделяться нельзя ни при каких условиях. Пришли вместе - уйти тоже должны вместе, - рассуждает Наталья. - Если вдруг потеряетесь, не надо паниковать. И само собой, куда бы вы ни шли, как бы вы хорошо ни знали маршрут, обязательно берите компас, спички, запас еды - неизвестно, куда вас уведет лесная тропинка.
Чудом спасенные девушки снова готовы выйти в горы.
- Это не мой принцип жизни - отказываться от того, что любишь, - признается Наталья. - Главное - преодолеть свой страх. Даже спасатели говорили: "Переборите свой страх, сходите в лес. Только уже не допускайте ошибок!"
Кстати, своим спасителям повара-туристки готовят настоящий кулинарный подарок - большой торт. И даже стихи сочинили. Правда, нам отказались цитировать - это сюрприз для ребят.
Cтатистика: кто и где у нас терялся?
В прошлом году в горах Южного Урала потерялись 134 туриста. Практически все они остались целы и невредимы. Правда, по словам спасателей, не всегда удается избежать трагедии.