Для Южного Урала, к счастью, проблема межнациональной вражды никогда не была острой, но значит ли это, что нам можно почивать на лаврах?
Председатель комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Челябинской области Илья АНОСОВ уверен, что и за ситуацией в нашем регионе внимательно следят силы, настроенные далеко не благожелательно.
США - это СССР
- Путин заявил, что идея плавильного котла для народов за границей потерпела крах. А на Южном Урале получился ли котёл с подобным «супом»?
- Сама идея «плавильного котла» для народов - идея американцев. Дело в том, что США, как и СССР в своё время, - это идеологическая конструкция. У нас пытались создать единый советский народ, в Америке тоже пытаются свести все нации воедино, но в реальности народы не смешиваются, да и зачем им это?
Что касается Южного Урала, то он, как и вся Россия, формировался совершенно естественным путём. Национальности сохраняют у нас свою идентичность. В Европе все проблемы из-за того, что там совершенно перевёрнутая схема: титульная нация почему-то поставлена в более проигрышное положение, чем нацменьшинства. У нас тоже в 90-е годы пытались реализовать подобный сценарий. И понятно, что определённым силам это выгодно. В Югославии у них всё получилось. В итоге имеем уже не только разъединившиеся республики, но и Косово с его запасами хрома.
А Южный Урал уникален - не для красного словца. Всё потому, что люди тут всегда работали, а не деньги делили. Это очень важно, национальные распри - это всегда вопрос дележа денег.
- Но некоторый опыт тех же американцев по слиянию народов разве не может быть полезен? Чем плохи, например, чайнатауны?
- Вряд ли когда-то они у нас появятся. Знаете, один из исламских лидеров пытался продвигать идею подобных сегрегационных районов, но, к счастью, ничего из этого не вышло. У нас в стране всегда преобладал коллективизм. Мечеть в селе Миасском была построена в 1946 году - бойцы-мусульмане дали обет, что, если вернутся с фронта, построят храм. И построили, все вместе. На свои средства. Это и есть коллективизм. А в Америке господствует дух индивидуализма.
Нужны ли нам сербы?
- Одна из проблем в том, что к нам едут люди, прямо скажем, малообразованные, бедные. Реально ли привлечь специалистов, более образованную прослойку?
- Сложно сказать. Вы же понимаете, что с места в поисках лучшей доли обычно срываются далеко не интеллигенты. Нам нужно жёсткое законодательство по миграции. Да, мигранты нам нужны, но параллельно надо всегда решать вопросы по улучшению демографической ситуации. Без этого мы получим просто подрыв государства. Здесь большую помощь должны оказать и СМИ, пропагандируя семейные ценности, а не попсу, как зачастую сейчас. Подчеркну, это даже не западная культура, а именно попса, как я её называю, - мутный поток, который возник не просто так. Его направляют силы, заинтересованные в переустройстве мирового порядка.
- А есть ли страны за пределами СНГ, жители которых могли бы стать хорошими гражданами для России?
- Трудный вопрос. Конечно, надо привлекать людей из стран со сходной культурой, нормальным уровнем жизни. Есть примеры, когда в Россию приезжают, скажем, фермеры из Германии, Великобритании, организовывают тут успешные хозяйства. Но это не решение вопроса. Наши, получаются, пускай загибаются, всё решим за счёт мигрантов? Давайте тогда вообще границы откроем! Тактически проблему решим, а стратегически?
- Может, стоило всё-таки принять косовских сербов, которые попросили гражданства РФ? Ведь тут как раз люди со сходной культурой и верой.
- Законодательство, к сожалению, не позволило им пойти навстречу. Хотя тамошним сербам, конечно, не позавидуешь. В Косово каждый месяц взрывают по православному храму. Каждый месяц! Представьте, если бы подобное количество храмов уничтожалось в Челябинской области - вот такой масштаб разрушений.
Путь в Гуантанамо
- Где поднимается вопрос национальности, миграции и религии, неизменно возникает и угроза экстремизма. Как какой-нибудь семье в отдалённой деревне, где сын начал ходить на занятия в мечеть, уберечь его от экстремистской пропаганды?
- В своё время Екатерина II поступила очень умно, когда учредила духовное управление мусульман России, сделав ислам, таким образом, одной из опор государства. И, кстати, способствовала сохранению ислама в стране, ведь в этой религии менее жёсткая иерархия, чем в православии. Но в годы атеизма была потеряна система подготовки кадров для ислама. Этим воспользовались экстремистские организации. И в результате имеем такие истории, например, как два наших башкира оказались в тюрьме Гуантанамо на другом конце света. Всё ведь как получается: парню в отдалённой деревне, прочитавшему тоненькую брошюру, где, дескать, есть ответы на все вопросы, легко поверить в то, что теперь-то он всё знает, а бабай - агент КГБ! И его не волнует, что тот же бабай его всё это время кормил!
- Получается, на деревенских патриархов опереться нельзя?
- Однажды приехали ко мне аж пять бабаев из Кунашакского района - такие представительные. Я даже немногоиспугался - подумал, не натворил ли чего? А они заговорили со мной об идее организовать факультативные курсы основ ислама. И они, эти бабаи, цитировали мне план Даллеса о разделе России! Представляете? Старики в деревнях, возможно, не являются такими уж знатоками Корана, но зато они настоящие патриоты!
А справиться с экстремизмом можно только поддержкой традиционной религий. Без вариантов.
- В последнее время в иностранной прессе снова появляются материалы, которые, казалось, должны были остаться в 90-х годах - о таких «национальностях», как уральцы, сибиряки. Российский народ действительно может разделиться по региональному признаку?
- Не считаю, что это для Челябинской области реальная угроза. Хотя, конечно, проблема неравномерного развития регионов существует. И если подобный дисбаланс продолжит углубляться, найдутся силы, которые продолжат развивать идею национальностей уралец, сибиряк». Всё это, разумеется, связано с сепаратизмом. И опять же используют при этом и религию.
Недавно я видел очень любопытные результаты исследования по количеству религиозных общин на душу населения в регионах страны. Что касается православных, мусульман, других традиционных религий, то здесь для меня сюрпризов не было - все мы знаем, где у нас какие религии преобладают. Но потом я посмотрел на данные про протестантским общинам и уловил одну странность. Вот где, по вашему, должны преобладать протестантские общины?
- Даже не знаю - вероятно, в крупных городах.
- А на самом деле больше всего их на Урале и в Сибири. То есть там, где есть нефть, газ, прочие природные ресурсы. Вы думаете, это случайно? Я уверен, что нет.
Досье
Родился в 1957 году в Чите. Окончил в 1980 году Челябинский политехнический институт по специальности «инженер-механик», в 2003 году – Российскую академию государственной службы при президенте РФ, специальность по образованию: «менеджер государственного и муниципального управления», специализация – «государственно-церковные отношения». С 1980 г. по 1991 г. - инженер, старший инженер НИЧ кафедры машиностроения ЧПИ, младший научный сотрудник кафедры математической физики ЧелГУ. С 1991 по 1997 г. – руководитель «Мастерской реализации дизайн-проектов» Челябинского «Дизайн-центра». С 1997 по 2004 г. – специалист, главный специалист главного управления информации и общественных связей, затем – Информационно-аналитического управления администрации Челябинской области. С 2011 года по настоящее время – начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества