Главным военно-политическим событием 2011 г. стал провал переговоров по ЕвроПРО. США полны решимости строить вблизи наших границ оборону от иранских и корейских ракет, а Россия требует гарантий, что она не будет направлена против нас. Стороны не слышат друг друга - совсем как во времена «холодной войны», которая закончилась 20 лет назад распадом СССР. Ждёт ли нас новое противостояние Востока и Запада?
Против
Не дождётесь!
Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием:
- Действительно, размеры военного бюджета СССР повлияли на его распад. Однако не думаю, что современная Россия имеет хоть какие-то шансы разделить судьбу Советского Союза. И вот по какой причине. В наши дни отсутствует такой принципиальный локомотив военных расходов, как «холодная война».
Некоторые эксперты говорят, что реализация «нашего ответа на ЕвроПРО» может завести Россию и НАТО в ситуацию военного противостояния 1984 г., когда Андропов приступил к масштабному наращиванию советского ракетного потенциала в Европе. Помните, это когда мы и американцы пугали друг друга ракетами средней дальности «Першинг» и СС-20, которые потом были благополучно сокращены по договору 1987 г. Но даже разворачивающееся на наших глазах противостояние России и НАТО по поводу ЕвроПРО по накалу страстей никак не дотягивает до тех событий прошлого века. Даже если договориться с НАТО не удастся и России придётся прибегнуть к реализации тех жёстких мер, о которых недавно говорил президент Д. Медведев.
Я думаю, даже в этом случае «холодной войны» не будет, потому что объявленные Медведевым меры направлены с военной точки зрения исключительно против компонентов ЕвроПРО. Например, размещение «Искандеров» в Калининградской области или на юге России - сугубо локальные «точечные» меры. Их задача - поражение именно элементов ЕвроПРО, но отнюдь не других объектов военной и экономической инфраструктуры Европы.
С практической точки зрения российские Вооружённые силы готовы к реализации всего комплекса ответных мер, о которых было объявлено. Наша промышленность способна в установленные сроки поставить требуемое количество тех же «Искандеров». Завод в Воткинске, который производит межконтинентальные баллистические ракеты, может заодно увеличить темпы выпуска и оперативно-тактических комплексов.
И всё же «холодная война» возможна даже в наши дни. Это случится, если Россия приступит к реализации гораздо более болезненных для Запада мер реагирования. В частности, прекратит транзит через свою территорию грузов для натовского контингента в Афганистане. Или если она вдруг выйдет из недавно подписанного Договора по СНВ.
Объективно он более выгоден нашей стране, однако выход из этого договора был назван президентом в качестве возможной военно-политической меры реагирования на ЕвроПРО.