Что мешает нашим VIP-персонам полностью раскрыться? И кто из известных личностей в корне перевернул бытующее представление о себе?
Не так много на местном телевидении передач, где серьёзных, казалось бы, людей стараются раскрыть совсем с иной стороны. Анатолий Зотов, шоумен и ведущий передачи на сайте 74.ru «Без названия», более известный под псевдонимом Баклажан, знает цену и имиджу известных на Южном Урале людей, и подлинной их сущности, ведь среди его гостей было немало людей, чьи фамилии всем нам известны.
Вырезка без конфликта
- В американских программах, да и в московских гостей нередко провоцируют, а в итоге рождаются откровенные, даже шокирующие высказывания. У нас же подобное - редкость. Почему?
- Да потому, что это в нашей крови: все боятся говорить откровенно. Нередко, пока идёт съёмка, чего только не скажут! Беседуем с каким-либо чиновником, заходит речь о взятках - я его подначиваю. Гость вроде включается в игру, шутит: «Да, однажды проезжаю мимо мэрии, а оттуда гусары выскакивают, девочки!..» Словом, живо, действительно забавно.
Проходит буквально полчаса, и следует звонок от этого гостя: нет, давайте то и то вырежем.
Видите ли, у наших VIP-персон нет имиджмейкеров, которые могли бы что-то посоветовать. Разве только у самых высокопоставленных. Поэтому люди боятся: вот, мол, выстраивал, выстраивал свой имидж - как бы я его этой передачей не разрушил. И если такой человек принял решение, переубедить его невозможно.
- Бывало ли, что гости перехватывали у вас инициативу?
- Если человек с сильной энергетикой, то он запросто может повести сам линию разговора, задать тон. Главное - ему не мешать. У меня такие были: Илья Мительман, Григорий Ройзман. Могут и говорить на серьёзные темы, и юморить.
- А в каких случаях гости фактически не находят общего языка?
- Если они из разных социальных слоёв. Например, какая-нибудь бизнесвумен и творческий человек. Он для неё - ничего не добившийся мечтатель, а она для него - человек, который ни от чего в жизни не получает оргазма. И всё! Им не о чем разговаривать. Такое у меня тоже бывало.
- Может, это, наоборот, интересно - настоящий конфликт на экране.
- Не может быть в программе настоящего конфликта. Увы.
- Встречались ли среди гостей люди, которые в ходе передачи совершенно для вас перевернули представление о себе?
- Да. Например, директор «Мегаполиса» Александр Одольский. Я думал, это такой грозный, серьёзный дядька, а он оказался очень открытым, запросто может подколоть. Или же первый вице-губернатор Вадим Евдокимов - с хорошим чувством юмора, общительный, и из программы в итоге ничего не вырезали.
- Вероятно, на открытости некоторых гостей сказывается ещё и то, что люди просто боятся камеры?
- Такие тоже есть. Например, как-то пришла ко мне на передачу успешная деловая леди, села и, как только пошёл эфир, сказала: «Мамочки! Ни о чём меня не спрашивайте!» Я подумал, она так шутит, а потом вижу - дело серьёзное, человек просто умер для камеры. Пришлось мне потом поговорить с ней отдельно и буквально эти несколько слов вставить в передачу.
- Со звёздами проблем, как с политиками, не возникает? Не просят вырезать те или иные куски? У них ведь тоже у каждого свой имидж.
- Со звёздами вообще никаких проблем никогда не бывает. Они же поэты.
- Может, чаще приглашать творческих людей - они ведь пораскованнее…
- Людей больше интересуют политики, чиновники, бизнесмены, известные фамилии. Хотя мне досадно, что хороший рейтинг не набирают действительно интересные люди. Недавно сделал передачу с группой «Мохнатые ракеты» из Екатеринбурга. Совершенно сумасшедшие ребята! Но понятно, что просмотров у этой передачи будет меньше, чем у выпуска, где гость с громкой для Челябинска фамилией. Хотя, конечно, нельзя сказать, что заведомо все выпуски с творческими личностями интересные, а с чиновниками и бизнесменами - нет.
На днях написал мне один бывший челябинец, живущий в Израиле, - мол, спасибо большое за вашу передачу, столько людей в ней увидел, с которыми в своё время начинал бизнес, общался по молодости! Это для меня была одна из первых ласточек, доказывающая, что всё-таки неплохую программу я делаю.
Хотя приписывать себе все заслуги, конечно, опрометчиво, над передачей работает много людей: операторы, режиссёр, монтажёр, от которого подчас зависит немало. Так, Наталия Фомина своим подчас ювелирным монтажом вытянула десятки программ. А талант заманить в студию интересных гостей - вообще отдельная песня и отдельная заслуга нашего программного директора Натальи Шипиловой с её даром убеждать.
О дураках и птицах
- Вы выступаете ещё и в качестве шоумена. С какой публикой легче - состоятельной или попроще?
- Не знаю, потому что практически всегда приходится выступать перед людьми состоятельными. И скажу так: среди моих заказчиков есть самодуры, но дураков нет.
- А чем они отличаются?
- Разве вы не знаете? Дурак - это просто дурак, а самодур - умный человек, которому скучно.
- Есть желание сделать другое шоу, отличное от уже знакомой всем передачи?
- Не исключено, что оно появится, - я размышляю над этим. Задумка такая: возле какого-то людного места будет играть живьём группа, а гости - и петь, и танцевать. И общаться. Пока продумываю этот проект.
- В Челябинске вообще легко пробивать новые проекты?
- Понимаете, 50% моей деятельности в качестве шоумена приходится на Екатеринбург. И я вижу колоссальную разницу между двумя городами. Всякие скетчи, джинглы, идеи моментально сметаются в Екатеринбурге, у нас же всё авторское просто задавлено, не покупается. Да вот вам простой пример. Какие у нас громкие имена в той же музыке? Только «Ариэль». А в Екатеринбурге я навскидку могу вам назвать «Наутилус Помпилиус», «Агату Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Чайф».
- Чувствуется, что увлекаетесь музыкой…
- Музыкой? Я деньгами увлекаюсь. А они мною - нет! (Смеётся.)
- Шоумена нередко воспринимают как комика. И есть примеры, когда комик становится актёром (скажем, Иван Ургант). У вас таких планов нет?
- А я уже играл - Есенина на выпускном курсе. Говорят, хорошо играл, некоторые даже плакали. Но образ комика легче продаётся, хотя, конечно, каждый комик мечтает сыграть серьёзную роль. Люди просто не всегда готовы слышать те серьёзные вещи, которые им говорят.
Вот сейчас все обсуждают фильм о Высоцком. И только и слышно: Безруков это или не Безруков? А между тем фильм совсем о другом. Для меня особенно знаменательна сцена, когда Высоцкий говорит: «Люди птиц выпускали, чтобы самим свободными стать». Я там, в этих сценах, вижу только Высоцкого. А Безруков или нет... Уверен, умри, не дай бог, завтра Безруков - поднимется стон по всей стране: ах какой гениальный актёр был! Но не раньше. Вот так у нас всегда.
Кстати
В одном из выпусков руководитель протокола чемпионата Европы по дзюдо - 2012 Михаил Подобед так прокомментировал образ гостей: «Не мы люди серьёзные - это просто кресла у вас неудобные!» Он же предложил переименовать передачу в «Суп», а гостям присваивать названия овощей: редиска, морковка и т. д.