Знаете ли вы, сколько людей в миллионном Челябинске вынуждены проживать в четырех стенах своей квартиры, годами не выходя на улицы? Таких горожан тысячи. Все они как правило прикованы к инвалидным коляскам. Для тех, кто помоложе, окном в мир стал Интернет, пожилые видят, как изменился город, только по телевизору. Те немногие, что выезжают на колясках на городские улицы, рискуют получить еще большие увечья.
С героиней одной из наших прошлых публикаций Ксенией Слащевой и ее подругой Сашей мы встретились на Алом поле. Девчонки забуксовали на тротуаре. Тротуарная плитка резка обрывалась, а объехать препятствие мешал высокий тротуарный бордюр. Молодые люди, проходившие мимо, помогли, коляску подняли. Девушки предложили нам прогуляться вместе и своими глазами посмотреть на городские улицы с точки зрения инвалида на коляске.
Кто нарушил СНИПы?
Мы проехали всего несколько метров, а прохожие буравили нас глазами. Рыжеволосая девочка лет четырех остановилась, отстав от мамы, чтобы рассмотреть странных людей, сидящих на колесах. Ребенок впервые увидел инвалида- колясочника! Настолько редким в Челябинске стало это явление… Мы не услышали, что ответила мама на детский вопрос «А почему…?» Меж тем мы двигались от кафе «Пенка» на Алом поле к Публичной библиотеке и свернули на улицу Красную в направлении Сони Кривой. Наши попутчицы не смогли попасть ни в аптеку, ни в кафе. Все эти заведения для инвалидов недоступны.
– Разве инвалидам не нужны лекарства? Или они не хотят выпить чашечку кофе? Все строительные объекты принимаются по нормам строительных СНИПов, так какой же чиновник разрешил открыть аптеку без пандуса? - справедливо возмущалась Саша. Девушка учится на юридическом факультете ЧелГУ и с темой защиты прав инвалидов знакома не понаслышке.
Впрочем, на перекрестке Красной и Сони Кривой девушек ждал приятный сюрприз. На новом тротуаре появился спуск для колясок. Правда, он очень узкий, и, чтобы колеса не промахнулись, нужно быть снайпером. Но все-таки он есть, а это уже счастье. Это нам, обычным пешеходам, что на своих двоих, а не колясках, тротуары, если они не залиты водой и не разрыты в траншеи, проходимы. Другое дело - мама с коляской или инвалид.
У всех колясочников, что не хотят сидеть в заточении, есть свои маршруты.
Рейтинг доступности
– О тех местах, где можно проехать на коляске, инвалиды рассказывают друг другу. И если в городе появился новый магазин с подъемниками или организован подъезд к какому-то зданию, то по сарафанному радио об этом узнают моментально и стремятся попасть туда.
Так, среди инвалидов есть свой рейтинг комфортных мест. Среди торговых комплексов, где можно купить продукты, одежду и весело провести время особым уважением пользуются «Куба» и «Горки». Среди супермаркетов «Северо-Западный» и магазины «Молния», из рынков - «Китайский» на ЧМЗ.
– Главными критериями для нас, как для людей с ограниченными возможностями являются, пожалуй, всего три фактора. Наличие лифтов и туалетов, приспособленных для инвалидов. А также свободные стояночные места, где можно оставить авто. – поясняет Ксения.
Впрочем, уже на следующей стороне улицы, подходя к новому торговому комплексу за «Киномаксом», мы столкнулись с высоким тротуарным бордюром. Это место само собой пополнило антирейтинг по проходимости. Впрочем, и новый супермаркет не был готов принять к себе покупателей на колясках. Спускаться по пандусам в подземный переход на площади Революции вообще оказалось опасно для жизни. Сделать это можно только развернув коляску спиной, чтоб человек не выпал, и только при помощи одного, а лучше двух сопровождающих. И очень медленно.
Мы хуже Омска и Перми?
Тщетно мы пытались попасть еще в несколько магазинчиков. В одном из них, правда, нашлась кнопка вызова для инвалидов. Девушки этому были очень рады. В итоге на пьедестале антирейтинга наши собеседницы назвали весь городской общественный транспорт. Автобуса с подъемниками до си пор нет ни одного. а также большинство культурных мест города – театры, публичная библиотека и даже здания районных судов и прокуратуры, не говоря о больницах и поликлиниках.
– Когда были студентками, ни разу не посетили Публичку. Потому что там есть множество лестниц и ни одного подъёмника. Мне повезло, я много путешествовала, - говорит Ксения. – Проходила реабилитацию у разных докторов. В Чехии такой проблемы давно нет. Да что там Чехия! Оборудованные автобусы ездят и по Омску и по Перми. А мы об этом только мечтаем!
Говоря о транспорте мы вспомнили про услугу «Социальное такси». Девчонки тут же пояснили, что записываться на него нужно за несколько дней и на прогулки или за продуктами они не вывозят, но могут отвести на вокзал или в аэропорт.
– Ни одно здание районного суда и прокуратуры не оборудовано для инвалидов. Я сама проверяла. При этом нам говорят, чтоб мы защищали свои права. До правосудия нам физически не добраться. Но бороться за свои права мы пытались. Тот же вопрос с Публичкой хотели решить. В библиотеке нам сказали, что здание старое и поэтому проектом не предусмотрено пандусов и лифтов. Но нам удалось узнать у специалистов, что старые здания можно оснастить подъемниками. Один такой подъемник стоит около 60 000 рублей, не считая работ. В итоге все уперлось в деньги. Нужны спонсоры. – дополняет Александра.
Увидев, как девчонки отважно преодолели очередной барьер, рискуя выпасть на проезжую часть из колясок, бабушка с цветами подарила им по красному георгину… За отважное преодоление баррикад.
А в это время
В мэрии Екатеринбурга решили сделать город удобным для его жителей – маломобильных людей и велосипедистов. Первым шагом стала установка низких бордюров. Что мешает нам перенять опят свердловчан?
Кстати, согласно СНиПу предельный угол наклона пандуса равен 8 градусам, на «рычажке» можно въехать по пандусу с углом наклона до 10 градусов, на коляске с электроприводом можно въехать по пандусу с углом наклона до 15 градусов, а вот на пандус с углом наклона 20 и тем более 30 градусов можно въехать только с посторонней помощью.