22 марта - Международный день таксиста. В преддверии этой даты корреспонденту CHEL.AIF.RU удалось пообщаться с таксистом, но не рядовым. Андрей Эннс с рождения практически не слышит звуки окружающего мира. Зато может читать по губам и понимать язык жестов.
Мы поговорили с ним через сурдопереводчика и узнали, как он общается с пассажирами и сотрудниками ГИБДД, как люди реагируют на его особенность и с какими сложностями приходится сталкиваться в поездках.
Машину отдал друг
CHEL.AIF.RU: Андрей, как давно вы работаете в службе такси? Как устроились?
Андрей Эннс: Именно с Яндекс.Такси я сотрудничаю 9-10 лет. Раньше работал на своей «Газели», возил заказы разные - линолеум, стройматериалы. Друг предложил мне подключиться к этому сервису , но с «Газелью» меня не принимали, пришлось продать.
Какое у вас транспортное средство сейчас?
Сейчас у меня «Киа.Рио», эту машину мне отдал друг с правом выкупа, я плачу ему деньги. По сути это такая рассрочка у друга, до сентября я планирую этот долг, наконец, погасить.
Выгоднее «таксовать» самому или работать со службой такси?
Конечно, выгоднее работать на себя. Тогда не надо платить комиссию таксопарку, платить за арендуемую машину. Но я работаю как самозанятый, это лучше.
А как вы учились управлять автомобилем?
А что там сложного? Пришел в автошколу, обучился, сдал экзамены и получил права. Если хорошо воспринимаешь информацию, то и проблем нет. Самое главное – уверенность в себе. Да, проблемы со слухом у меня с самого детства. Но я учился в школе для слышащих. Я сидел на первой парте, старался читать по губам, что говорят учителя. К тому же у меня есть слуховой аппарат. А если я чего-то не понимал, задавал вопросы, расспрашивал. Экзамен в автошколе сдал с первого раза! И теорию, и вождение. У меня принцип такой: всегда идти первым, чтобы потом не переживать в ожидании своей очереди. На экзамене я пошёл отвечать первым. Возможно, поэтому экзаменаторы были ко мне чуть снисходительнее, чем к остальным. Я сразу научился хорошо управлять машиной, она всегда «слушается» меня.
Хочешь жить – не торопись
Проблемы со слухом не мешают управлять автомобилем? Вы же не слышите, например, когда сигналят другие водители…
У машины есть три зеркала – справа, слева и по центру. Я внимательно в них смотрю, соблюдаю дистанцию, стараюсь не отвлекаться на телефон. Никогда не нарушаю правил. Вот и всё.
В ДТП ни разу не попадали?
Однажды была незначительная авария. Но не по моей вине.
Как общаетесь с пассажирами?
Бывает, что задают вопросы. Я смотрю в зеркало и читаю по губам. Но все люди разные, они по-разному разговаривают. Иногда можно прочитать по губам, а иногда – нет. Для людей с нарушениями слуха в приложении агрегатора такси и водительском приложении доступен чат, в котором пассажир и водитель могут общаться до и во время поездки. Само собой, читать и отвечать на сообщения водителю рекомендуется только когда автомобиль остановится, чтобы не отвлекаться во время движения.
Система также информирует клиента, что к нему на заказ едет глухой или слабослышащий водитель и отключает возможность звонка. Недоступна опция звонка и для поддержки сервиса - все общение происходит в текстовом формате. Для появления такой опции водитель должен заранее сообщить поддержке о нарушении слуха. Машины слабослышащих водителей оснащены специальными подголовниками с надписью «Глухой или слабослышащий водитель». Водительское приложение присылает звуковые уведомления, но слабослышащим водителям приходит визуальный сигнал: гаджет вибрирует, а его экран — мигает, сигнализируя о новом заказе. Это позволяет не пропускать входящие заказы.
А что вы делаете, когда вас останавливает ГИБДД?
Я говорить-то могу немного, и не забывайте, что у меня есть слуховой аппарат. Если совсем не понимаю, прошу говорить громче, более чётко. Обычно проблем не возникает, полицейские относятся с пониманием.
«Чаще всего езжу на северо-запад»
Куда обычно люди торопятся?
В основном в аэропорт и в школу. Когда просят добавить газу, я киваю головой, но скорости не добавляю. Для меня прежде всего правила дорожного движения. Хочешь жить – не торопись. Дураков на дорогах итак хватает.
Что забывают в машинах?
Чаще всего телефоны, детские игрушки, варежки и перчатки. Я всегда возвращаю забытые вещи, сообщаю об этом в службу поддержки, таксопарку. Поддержка связывается с пассажиром и уточняет, не против ли он передать свой номер для оперативной связи с водителем, после этого мне дают номер хозяина забытой вещи, мы начинаем переписываться, потом встречаемся и я передаю вещь.
Но, позвольте, а если пассажир оставляет телефон в такси, как вы с ним связываетесь?
Всегда есть надежда, что человек запомнил номер и марку машины. Тогда он может зайти в аккаунт с другого устройства и связаться с техподдержкой.
Таксистам дают «чаевые»?
Зависит от людей. Если человеку поездка понравилась, то да, даёт.
А премии вам дают? Например, за перевыполнение плана?
Нет, потому что нет плана как такового.
Вы каждый день работаете?
Да, я работаю без выходных с утра и до вечера. Но, конечно, у меня всегда есть перерывы. Перед часовым перерывом на обедом я ещё делаю зарядку. После такого перерыва чувство усталости пропадает напрочь, и за руль я сажусь с новыми силами. За смену набегает 30-35 заказов. Перерыв должен быть! Есть люди, которые работают без передышки, это неправильно.
Наверняка, по утрам и вечерам на дорогах пробки, много агрессивных водителей, конфликтных ситуаций…
Не соглашусь, большинство водителей к пробкам относятся с пониманием. Правда, в часы пик тариф такси повышен, и пассажиры частенько этим возмущаются. Я не обращаю на это внимания, выполняю свою работу молча.
Простои бывают?
Да, практически каждый день. Бывает так. Что целый час ждешь, и нет заказов. Но это всегда происходит в разное время, не обязательно среди дня. Предсказать простой трудно.
А из каких районов поступает больше всего заказов?
В Челябинске больше всего народу проживает на северо-западе, соответственно, и заказов там больше. Ещё востребовано направление Тракторозаводского района, потому что там много промпредприятий. Часто туда и оттуда заказывают такси студенты, видимо, многие там снимают жилье.
В новогоднюю ночь работаете?
Да, в эту ночь хорошо платят и дают хорошие чаевые.
Кем мечтал – тем и стал
Какой у вас рейтинг?
Сейчас 4.95. В работе это помогает: когда рейтинг опускается, заказов меньше.
Часто ли приходится сталкиваться с претензией «Вы не туда приехали!»?
Бывает. Как правило, такое случается, когда пассажир подшофе. Но я человека никогда не брошу, особенно в ночное время, когда может произойти всякое. Приходится выяснять верный адрес и везти туда. Не за свой счет, конечно: маршрут перестраивается на ходу в приложении, и происходит перерасчет тарифа.
Вы узнаете пассажиров, которые регулярно пользуются службой такси?
Конечно! И они меня тоже. Узнают по поведению, по манере вождения: когда у меня хорошее настроение, женщин и детей я угощаю конфетами. Я люблю детей. У меня самого две дочки растут.
Кого-то из известных людей доводилось возить? Может, губернатора?
Ну что вы! (смеётся) Но однажды я вез с вечеринки местного олигарха Аристова.
А кем вы мечтали стать в детстве?
Кем мечтал – тем и стал! Я всю жизнь работал только на машине. Мечтал стать дальнобойщиком на грузовике, но оказалось, что глухим и слабослышащим в дальнобои идти нельзя. Меня это расстроило. Я выучился на технолога в училище, но по специальности работал недолго: понял, что это не моё. Вот тогда-то и купил «Газель». За рулём с 1999 года. Вождение автомобиля – моё хобби. Есть люди, которые с детства что-то умеют делать хорошо. Так вот моё призвание - быть водителем. Когда сажусь за руль, я счастлив!