ДЛЯ СПРАВКИ: Город Нязепетровск Челябинской области – моногород: судьба и благополучие двух третей жителей связана с местным крановым заводом. В 2008 году, когда градообразующее предприятие встало, Нязепетровск был признан одной из самых депрессивных территорий России. Владимир Путин, будучи ещё премьер-министром РФ, после одной из своих поездок на Южный Урал назвал Нязепетровск «одним из беднейших городов России». Руководством области и новыми собственниками предприятия были предприняты значительные усилия по выводу завода из кризиса. Однако едва ситуация на градообразующем предприятии стала стабильной, как благополучие нязепетровцев снова оказалось под угрозой. Дело в том, что завод выиграл конкурс на поставку оборудования на строительство футбольного стадиона к Чемпионату мира 2018 года, и с предприятием даже заключили договор на поставку техники, однако законные процедуры просто игнорируются, а контракт отдали иностранной компании. Заподозрив срыв курса на импортозамещение и манипуляции с госконтрактами, четыреста жителей Нязепетровска направили коллективное обращение в Государственную Думу РФ.
Почему, несмотря на выигрыш в конкурсе, завод остается без контрактов? Кто разберётся с ситуацией вокруг Нязепетровска? Заступится ли Госдума за моногород? Останется ли импортозамещение лишь красивым лозунгом или будет на самом деле реализовано? На эти и другие вопросы ответили:
Бурматов Владимир Владимирович, депутат Государственной Думы РФ от Челябинской области;
Селиванов Валерий Георгиевич, глава Нязепетровского района Челябинской области;
Салихов Рафаэль Фаритович, генеральный директор «Литейно-механического завода»;
Скудный Антон Александрович, начальник механосборочного цеха «Литейно-механического завода»;
Поберей Михаил Александрович, мастер цеха «Литейно-механического завода».
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы предприятия.
Бурматов В.В.: Если бы вместо кранового завода был другой, на нём бы делали мороженое или шили мягкие игрушки, и он так же являлся бы градообразующим предприятием в моногороде, мы бы точно так же ему помогали. Завод крепкое предприятие с хорошей репутацией. В 2008 году Нязепетровск был признан одной из двух самых депрессивных территорий в РФ. Во время последнего кризиса, когда работа на заводе встала, работникам в прямом смысле не было на что детей в школу собирать. Там, где много заводов, есть возможность перетекания кадров с завода на завод, с предприятия на предприятие. Тут благополучие всего города зависит от того, насколько эффективно и стабильно функционирует завод. За последние несколько лет ситуация на заводе стабилизировалась, он стал участвовать в ведущих тендерах страны, стал поставлять оборудование для титульных строек государства. Соответственно, поднялся уровень зарплат. Теперь завод выиграл тендер на поставку оборудования для строительства стадионов чемпионата мира по футболу. С предприятием заключили договор, а потом отдали заказ китайцам. Четыреста жителей Нязепетровска собрали подписи и обратились ко мне с просьбами вмешаться в ситуацию. Мы имеем дело с явным нарушением законодательства РФ: выигранный тендер не «филькина грамота», которую можно выбросить в мусор. Это конкурсная процедура, которая завершилась и подтвердила преимущество данного поставщика. Подписанный договор предполагает определённые обязательства и ответственность при их неисполнении. Помимо Челябинской области я ещё курирую Пермский край и Республику Коми, но в своей практике встречаюсь с подобным безобразием впервые. Предполагаю здесь наличие коррупционной составляющей. Скорее всего, кто-то на каком-то этапе кому-то дал денег, чтобы была использована продукция импортного производства вместо отечественной техники. Это при том, сколько мы сегодня слышим о программе импортозамещения, о поддержке российского производителя! Последние две недели я занимаюсь только этой нязепетровской историей. Я подключил к этому вопросу уже всех, кого мог. Разве что за исключением правоохранительных органов: обращение к ним станет нашим следующим шагом. На сегодняшний день о ситуации проинформирован полпред УрФО Игорь Холманских, который собирается обсудить ситуацию с Главным федеральным инспектором по Челябинской области аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Артёмом Пушкиным. Я донёс о проблеме до вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова (он курирует вопросы импортозамещения в РФ) и в ближайшее время встречаюсь с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, документы ему уже переданы. Руководство региона также в курсе. Возврата к ситуации 2008 года никто не хочет, мы сделаем всё, чтобы не допустить социальной нестабильности.
Селиванов В.Г.: Нязепетровск является классическим моногородом, который в отличие от многих городов-заводов, рождённых в Демидовские времена, за 268 лет своего существования не обрёл более ни одного крупного и даже среднего предприятия. Сегодня реального алгоритма решения проблем моногородов в РФ пока не создано. За кризисные 2008-2009 годы завод сократил численность штата с 1200 до 400 человек. Почти семьсот человек оказались на улице, они пришли на биржу труда. В 2009-2010 годах безработица в Нязепетровском районе достигала 20%. За пять последних лет благодаря постепенному восстановлению производства, уровень безработицы упал до 5%. Однако в связи с новым кризисным явлением опять поднялся до 7,6%. Кроме всего прочего завод является ведущим бюджетообразующим предприятием: более 25% бюджета района формируется за счёт подоходного налога, который выплачивается работниками завода. Любые сбои в работе предприятия быстро отражаются на наполняемости бюджета. Сегодня бюджет Нязепетровского района находится мягко говоря в критической ситуации. Это не позволяет нам решать вопросы функционирования города и района, не говоря уже о каком бы то ни было развитии. Крановый завод остаётся социально ориентированным предприятием: в феврале-марте мы провели областную зимнюю спартакиаду «Уральская метелица» и партнёром был завод, который сделал многое, чтобы мероприятие состоялось. Будет развиваться завод - будет жить город и весь район.
Скудный А.А.: Я родился и вырос в Челябинске, получил образование в ЮУрГУ, в Нязепетровск приехал в 2012 году. Почему решился на переезд? Потому что остался без работы в Челябинске. Предприятие, на котором мы с супругой работали, закрыли. Мы остались без работы, с двумя маленькими детьми и ипотечным кредитом. Ситуация – врагу не пожелаешь. Сегодня я снова рискую оказаться в такой же ситуации, вместе со своими коллегами. Завод действительно является единственным крупным предприятием в городе, тут работают поколениями, целыми семьями. Это и хорошо, и плохо: если на заводе случаются какие-то проблемы, то без средств к существованию точно так же могут оказаться целые семьи. Нязепетровск город небольшой, многоквартирных домов в нём немного, основная часть населения живёт в собственных домах, которые требуют постоянных ремонтов и прочих вложений. Поэтому у большинства работников завода имеются кредиты, взятые на улучшение жилищных условий. Если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, многие семьи окажутся в трудной жизненной ситуации.
Поберей М.А.: Мне 26 лет, на заводе я работаю с 18-ти лет. Во время кризисного 2008 года меня сократили. Работы не было абсолютно. Сидел с ребёнком на съёмной квартире, стоял на бирже, тем и жил. В 2010 году, когда завод стал подниматься после кризиса и наращивать объёмы, я вернулся. Я построил дом, родил второго ребёнка. Сегодня мне есть, что терять.
Салихов Р.Ф.: В феврале этого года мы действительно заключили договор в результате жёсткого тендерного отбора. Нашими основными конкурентами были китайские производители. Выиграли тендер, заключили договор и начали исполнять. Как раз сегодня наша первая машина прибыла для строительства стадиона в Ростове-на-Дону. Её оттуда пытаются вытолкать. До стучаться до заказчика пока не можем. Мы получили поддержку в области: глава региона Борис Дубровский написал обращение к Правительству РФ. Ждём реакции, ждём изменений в политике импортозамещения. Всё-таки это серьёзный лозунг! Сегодня в России строится и реконструируется порядка семи стадионов для Чемпионата (в Ростове, Нижнем Новгороде, Волгограде, Калининграде, Екатеринбурге и др.). Мы присутствуем пока только в Саранске, там наши канны уже работают без нареканий. Наша модельная линейка сегодня чрезвычайно широка, наша техника точно не уступает импортной ни по качеству, ни по техническим характеристикам, ни по цене. Управляемость краном доведена до идеальных характеристик: это и ветровая нагрузка, и температурный режим (наши краны работают даже в -40 градусов, а краны конкурентов только до -25). Применяем металлопрокат российского производства. Неисполнение контракта, о котором говорилось выше, нас очень сильно подкашивает. В ближайшее время мы планируем не только развивать краностроение в Нязепетровске, мы уже заключаем контракты на открытие сборочных предприятий в других странах. Так, в Казахстан и Азербайджан уже поставлены наши первые краны. Сегодня мы столкнулись с так называемой скрытой безработицей, потому что в связи с кризисом были вынуждены перевести работников с пятидневной на трёхдневную рабочую неделю. В 2014 году мы ежемесячно производили более двадцати кранов. Сегодня это лишь восемь кранов в месяц. Было решено сохранить коллектив завода, поэтому пока отказались от пятидневки, от премий, но не от кадров. В рамках выигранного контракта (его сумма более 220 млн рублей) мы могли уже сейчас поставлять в Ростов-на-Дону 12 кранов, это месяц-полтора стабильной работы завода. Мы не увеличили бы штат, но имели бы возможность сохранить имеющиеся кадры в условиях кризиса. На данный момент на заводе числится 740 человек.