Примерное время чтения: 11 минут
686

Станет ли Южный Урал популярным курортом?

Александр Фирсов / АиФ
22 сентября, в пресс-центре «Аргументы и факты» состоялась пресс-конференция, посвящённая предстоящему Дню туризма. Оргкомитет проекта «Экология России» опросил министерства и департаменты, отвечающие за развитие внутреннего туризма в субъектах РФ, и составил рейтинг самых экологически чистых курортов и местам массового отдыха и туризма. В этот рейтинг попали пять объектов Челябинской области - НП «Таганай», НП «Зюраткуль», оз. Тургояк, оз. Увильды и оз. Иткуль. Ощутим ли нынче приток туристов на перечисленные объекты?

В пресс конференции приняли участие:

- Бетехтин Алексей Валерьевич, министр культуры Челябинской области;
- Столбов Дмитрий Александрович, директор Центра развития туризма Челябинской области;
- Ерхова Дарья Викторовна, заместитель генерального директора Челябинского бюро международного туризма «Спутник».

 

Представляем вашему вниманию сокращенную версию стенограммы мероприятия:

 

Что такое событийный туризм? 

Бетехтин А.В.: Событийный туризм сегодня один из самых динамично развивающихся видов туризма в целом. Основные события проходят летом. Ильменский, Бажовский фестивали, областной сабантуй, который вот уже несколько лет проходит на всероссийском уровне, поскольку на него приезжают также гости из соседних областей.

Какие фестивали пройдут на Южном Урале до конца года?

Бетехтин А.В.: В парке Гагарина до конца года планируется провести фестиваль «Уральские пельмени» - яркий пример событийного туризма на Южном Урале. Традиционно дата проведения фестиваля - вторые выходные декабря. Это день незаслуженно забытого праздника Николы зимнего (день смерти Св. Николая Чудотворца). К участию в мероприятии будут привлечены фермеры, которые представят на нем свою продукцию. Плюс этого фестиваля еще и в том, что он проходит незадолго до Нового года, и посетители смогут приобрести продукты к праздничному столу. Вся продукция экологически чистая и стоит гораздо дешевле, чем в магазине. На выставке можно будет выбрать новогодние украшения на елку, праздничные мелочи, а главным блюдом фестиваля станут традиционные «уральские пельмени», которые сможет попробовать каждый желающий. В будущем мы планируем сделать фестиваль «Уральские пельмени» несколькодневным, чтобы люди могли приезжать на выходные отдохнуть, но пока обходимся одним днем проведения.  
В Челябинской области также проходит много культурных мероприятий, не являющихся событийным туризмом, но привлекающих небольшое количество приезжих. Например «Дни духовной музыки», которые проводятся в Кыштыме. 

На этой неделе Челябинская область приняла участие в международном туристском форуме-выставке «Отдых-2017» в Москве. Какие темы обсуждались в рамках форума? Каковы результаты его проведения?

Бетехтин А.В.: Выставка «Отдых-2017» проходила в выставочном Экспоцентре в Москве. Челябинская область не принимала участия в выставке. Мы участвовали только в круглых столах и мастер-классах, которые проводили наши коллеги из других регионов и стран. Деловая активность в рамках данного форума была крайне насыщенной. Очень активно были представлены страны, которые заинтересованы в российских туристах: Турция, Таиланд и другие. Больше всего мне запомнились выставочные павильоны Тюмени и Алтая. 

Ходят разговоры о создании единого турпродукта в УрФО. Что представляет собой этот продукт?

Бетехтин А.В.: Недавно было проведено совещание с министрами туризма УФО, где говорилось о создании единого туристического продукта. Однако сегодня сложно сказать, что мы готовы к созданию такого единого продукта, который бы объединял все шесть территорий, входящих в УФО. Пока существует один масштабный туристический объект - кластер «Синегорье», в который входят 11 муниципалитетов, более 200 объектов туристического показа и 9 объектов, претендующих на получение средств из федерального бюджета с целью улучшения инфраструктуры. Мы предлагаем туристам, пользуясь одним видом туризма в пределах кластера, попробовать воспользоваться и другими.

Чем будет полезно создание единого продукта для области?

Бетехтин А.В.: О плюсах и минусах говорить пока преждевременно. Например, Нязепетровский район, активно развивающий туризм, рассчитывает на то, что к нему проявят интерес свердловчане. В свою очередь, свердловчанам было бы интересно представить что-то свое на ближайшей к Нязепетровску территории. Это могут быть, например, Демидовские заводы. Главное не просто создать единый туристический продукт. Главное договориться, что центры туризма будут информировать о туристических возможностях своих соседей. Это может помочь увеличить туристический поток и интерес к нашему региону в целом. 
Ерхова Д.В.: Создание единого туристического продукта будет очень интересно для бизнеса. Для туриста нет разницы, на территории какого субъекта федерации он находится. Наш регион мы рассматриваем в целом, как Урал. Часть отдыха турист может провести на территории Челябинской области, а затем посетить Свердловскую область.  
Для получения представления о красоте Урала необходимо создание туристического продукта, продолжительностью минимум пять дней. Зачастую сделать это на территории одного субъекта федерации практически невозможно. Наша близость к Курганской, Свердловской области дает возможность создать действительно интересный и востребованный туристический продукт, который будет общим для разных областей. 
Проект создания туристического продукта, на мой взгляд, сегодня является самым перспективным для привлечения туристов на Урал, в частности, на территорию Челябинской области.

Есть ли сегодня подобие туристического продукта?

Ерхова Д.В.: Существуют маршруты, разработанные несколькими компаниями. Например, Демидовский маршрут, который не может быть связан только с Челябинской или только со Свердловской областью. Смежным может быть промышленный туризм. И в этом направлении у Челябинской области огромные перспективы. Таким образом, пока смежные продукты существуют в формате «разовых» вариантов, созданных под конкретную туристическую группу. 
Бетехтин А.В.: Сегодня мы работаем над созданием экологических троп, протяжённостью от 5 до 90 км. Цель экотроп – объединить несколько туристических объектов. Экологическая тропа создает дополнительные рабочие места и привлекает предприятия малого бизнеса к сотрудничеству.

Что предпринимает для улучшения туристической ситуации в области «Центр развития туризма»? 

Столбов Д.А.: В Челябинской области очень много туристических объектов. На днях мы открывали экотропу в село Серпеевка (Катав-Ивановский район). Не каждый турист захочет проделать такой длинный путь только ради экотропы. Но если по пути туда он сможет посетить интересные мастер-классы, что-то увидеть, переночевать и просто интересно провести свой досуг, то появится возможность создать туристический продукт, как тур выходного дня. Это привлечет новый туристический поток на данную территорию. Центр развития туризма старается просматривать все территории, анализировать их. Наша главная задача - увеличить туристический поток в Челябинскую область, создать туристические продукты, которые будут интересны как жителям нашего региона, так и другим. С 27 по 29 сентября в Астане пройдет международная выставка, где Челябинская область продемонстрирует свои серьезные ресурсы и возможности. Возможно, будут заключены договоры, и мы сможем наладить живой поток иностранных туристов в наш регион. Хотя, стоит отметить, их и сегодня немало.

Какой туристический прирост ожидается в следующем году?

Столбов Д.А.: Общий туристический поток – около 2 миллионов человек в год. 1/3 из них - это те, кто расселяется в гостиницах, еще 800 тысяч - те, кто пользуется нашими рекреационными ресурсами. Каждый год туристический прирост составляет в среднем 10-15%. В 2016 году он составил - 30%, а в 2017 - 10%, что мы связываем с погодными условиями. 

Оргкомитет проекта «Экология России» составил рейтинг самых экологически чистых курортов и местам массового отдыха и туризма. В него попали пять объектов Челябинской области - НП «Таганай», НП «Зюраткуль», оз. Тургояк, оз. Увильды и оз. Иткуль. Ощутим ли мы прирост туристического потока на эти объекты?

Ерхова Д.В.: Я могу озвучить статистику своей компании. В целом, роста туристического спроса на данные объекты в этом году не наблюдается. Однако, стоит учитывать, что существенная часть туристов приезжает стихийно. Поэтому, есть вероятность, что в совокупности со стихийным туризмом наметился небольшой рост туристического потока в наш регион. Если говорить об объеме туристов, которые бронируют места в гостиницах и на туристических базах Челябинской области, то в 2017 году он снизился. Это связано с погодными, экономическими условиями в стране, а также с конъюнктурой рынка. В 2017 году основное количество туристов приехало к нам из центральной России, тогда как в прошлом году Челябинскую область в основном посещали соседи из ближайших областей.  Это хороший показатель. Нас стали узнавать на внутрироссийском рынке. 

Растёт или падает в этом году интерес к Сочи и Крыму?

Ерхова Д.В.: Туристический спрос на эти направления остался почти на том же уровне, что и в прошлом году. Однако заметна небольшая тенденция к падению, что связано с конкуренцией. Многие туристы, например, предпочитают отдыхать в Турции.
В 2016 году ситуация для туристической сферы была нестандартная. Поэтому давать какие либо оценки и сравнивать спрос на внутренний туризм лучше с уровнем 2015 года.

Какие меры предпринимают власти с целью недопущения падения спроса на внутренний туризм?

Столбов Д.А.:  Многие собственники туристических предприятий достаточно инертны. Они ждут помощи от государства и не в состоянии провести несколько несложных мероприятий, которые могут в разы увеличить их собственный туристический поток. Власть должна, прежде всего, создавать условия для развития. Помогать тем инвесторам, которые готовы вложиться в туристический бизнес. И мы это делаем. 
Сегодня управление по туризму работает в двух направлениях:
Работа с инвесторами, которые уже заявляют о себе. Раз в три месяца, у губернатора проходит межведомственный совет, в котором участвуют все министры, так или иначе имеющие отношение к сфере туризма. В рамках этого направления работы все туристические объекты рассматриваются с точки зрения оказания финансового содействия в улучшении инфраструктуры.
Поиск туристических объектов, которые могут быть выставлены на аукцион для будущих инвесторов. Яркий пример - «Европа-Азия», находящийся на территории Миасского городского округа. Сегодня он никак не используется. Мы стремимся, чтобы данная территория была выделена как рекреационная зона и была выставлена на аукцион под будущий проект, как туристический объект областного значения. Будет проведен конкурс проектов среди инвесторов. Поскольку в этом месте должно быть построено что-то, что бы отличало нашу область от других областей.
Тема «Европа-Азия» очень интересна и популярна. Люди поедут к тому, кто первый создаст интересный проект. Сегодня подобного нет ни в Свердловской, ни в Челябинской области.  Пока же в этом месте лишь необлагороженная земля, серый, безликий обелиск, рядом с которым невозможно хорошо сфотографироваться, и придорожное кафе. Картина очень мрачная и печальная. 

Есть ли примеры других мест, которые предложены инвесторам для создания туристических объектов?

Столбов Д.А.:  В других областях, которые раньше приступили к воплощению данного проекта, есть похожие примеры. В Рязанской области создали подобие рыбацкой деревни, Аквапарк и сказочный городок. Мы же пока находимся только в начале пути. 

Существуют ли на территории Челябинской области горнолыжные курорты?

Столбов Д.А.: Челябинская область заняла второе место после Красной поляны по количеству горнолыжников, отдохнувших на наших курортах. Однако большинство мест, подходящих для горнолыжных курортов, находятся на территории природных заповедников. Поэтому на их месте нет возможности что-то создать.

Ходят слухи, что «Пороги» находятся в аварийном состоянии. Музей закрыт, отель не работает. Почему?

Бетехтин А.В.: Отель ежегодно закрывается на зимний период (с 1 октября). Памятник действительно в аварийном состоянии. Сегодня он находится под охраной и видеонаблюдением. Будет проводиться совещание с целью определения дальнейших действий. Пока «Пороги» находятся на балансе у муниципалитета Сатки. Но не стоит поддаваться панике. Вход туда свободен для всех желающих.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах