В пресс-центре «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая грядущему Дню медицинского работника.
Участие приняли:
- Щетинин Виталий Борисович, и.о. министра здравоохранения Челябинской области;
- Волчегорский Илья Анатольевич, ректор ГБОУ ВПО «Южно-Уральский медицинский университет».
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Насколько актуален для нашего региона кадровый вопрос в сфере здравоохранения? Каких врачей особенно не хватает и какие меры в связи с этим предпринимаются?
Щетинин В.Б.: В системе здравоохранения Челябинской области работает 10872 врача и порядка 29 тыс. средних медработников. Практически каждый четвёртый работник региональной системы здравоохранения имеет высшую квалификационную категорию, у нас около 130 заслуженных врачей РФ, 47 докторов медицинских наук и более 400 кандидатов медицинских наук. В РФ дефицит медицинских кадров, эти тенденции характерны и для нашего региона: нам не хватает порядка 4 тыс. врачей - терапевтов, педиатров, анестезиологов, психиатров и т.д. Мы над этой проблемой работаем. У нас есть ЮУГМУ, семь медучилищ и один колледж, где готовят средних медработников.
Любопытно: сколько, например, специалистов из прошлого выпуска ЮУГМУ дошло до вас, до минздрава?
Щетинин В.Б.: Это мы можем отслеживать только с помощью налоговой. Показатель по юугму – более 95%, т.е. большинство выпускников в течение первого года трудоустраиваются по специальности. Хотя, конечно, даже не все целевики, бывает, возвращаются в практическое здравоохранение. Сегодня большая ставка делается на целевые программы.
Волчегорский И.А.: Целевое обучение – аналог того, что в советские времена называлось государственным распределением. Потенциальный работодатель, нуждающийся во врачебных кадрах, направляет в ВУЗ запрос, можем ли мы в рамках целевого приёма подготовить для него специалистов. Мы в 10-дневный срок отвечаем. Как правило, это положительный ответ. Затем работодатель заключает договоры с абитуриентами, которые хотят у нас учиться в рамках целевого набора. После этого они проходят через конкурсный отбор для целевиков и приступают к учёбе. Работодатель должен обещать при этом обещает доплату к стипендии, бесплатный проезд к месту учёбы и т.п. образом стимулирует своего студента. По завершению обучения работодатель обязуется заключить с этим студентом трудовой договор. Таким образом, планируется удовлетворить кадровые потребности в сфере здравоохранения. Делюсь цифрами. На этот год на бюджет «Лечебное дело» набираем 270 человек, из них 160 – целевики. «Педиатрия» – 135 человек на бюджет, из них 75 целевики. Стоматология – 15 человек на бюджет из них 5 - целевики. На факультетах, где только внебюджетные формы обучения, целевого приёма нет. Такая же ситуация в интернатуре и ординатуре. Дело в том, что договор о целевом обучении может быть заключен на любом этапе обучения. Это могут быть абитуриенты, студенты любого курса курса, интерны и ординаторы.
Решила ли проблему дефицита врачей в сёлах программа «Земский доктор»?
Щетинин В.Б.: Безусловно, программа работает! Её суть в предоставлении единовременной компенсационой выплаты в размере 1 млн рублей. За четыре года действия программы в села привлечено более 400 врачей. В этом году в планируется привлечь ещё 89 человек, на 1 июня выплаты уже предоставлены 14 медработникам. Сейчас рассматривается вопрос о создании программы «Земский фельдшер». Как правило, в подобные программы включается предоставление различных подъёмных средств при заключении трудовых договоров - предоставление служебного жилья, компенсация расходов на оплату найма жилья и т.д. Например, в 2015 году получили жильё более 180 медработников муниципальных лечебных учреждений. Законом Челябинской области специалистам медорганизаций в сельских населённых пунктах и рабочих посёлках компенсируются расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Планируется ли возвращать в сёла и деревни ФАПы? Какова ситуация с доступностью медпомощи там на сегодняшний день?
Щетинин В.Б.: Организация оказания первичной медико-санитарной помощи населению в нашей стране регулируется законом, в т.ч. для труднодоступных и малозаселённых сельских территорий. Количество лечебных учреждений в том или ином населённом пункте зависит от количества жителей. Например, если в населённом пункте проживает от 300 до 1000 человек, тогда создаются ФАПы. В нашей области сегодня 674 ФАПа, из них 23 не работают по техническому состоянию, т.е. требуют капремонта, и 5 не работают из-за отсутствия медработников. Но если ФАП в населённом пункте закрыт, ситуацию спасают выездные бригады медработников (их в области 20) и мобильные ФАПы (5 автобусов ПАЗ, оснащённых необходимым медоборудованием). На нашем сайте есть карта, где можно увидеть к какому лечебному учреждению «привязан» тот или иной населённый пункт. Там, где в ФАПах нет постоянных медработников, работают медработники-совместители, которые в определённое время ведут приём. В 2015 году в области было открыто пять офисов врачей общей практики. Планируем увеличивать и число ФАПов.
Где в области сегодня готовят специалистов? Пользуются ли популярностью среди выпускников школ медицинские специальности? Дорого ли это – учиться на врача?
Волчегорский И.А.: Я представляю государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования и хочу сказать, что не следует платить деньги за то, что вам положено на бюджетной основе. Если, конечно, пройдёте через конкурсное сито. Что касается стоимости образовательных услуг, которые осуществляются с полной компенсацией затрат, то они полностью представлены на официальном сайте университета – chelsma.ru
Интерес выпускников школ к медицинским вузам очень высок. На нашем Дне открытых дверей в этом году собралось более тысячи абитуриентов и их родителей. Конкурс высокий. Традиционно наибольший интерес проявляют к специальности «Стоматология». Стоматологический факультет у нас работает с 2000 года. Бюджетный приём там небольшой – 15 человек, внебюджетный – 60 человек. Спросом также пользуются лечебный и педиатрический факультеты. Особенно лечебный. Контрольные цифры приёма в этом году – 270 человек бюджет, внебюджетный – 200. Педиатрия – 135 человек бюджет, 30 - внебюджет. Медико-профилактическое дело – только бюджет, 15 человек. Фармация – 10 человек бюджет, 60 внебюджет. Есть и специальности новые, относительно недавно лицензированные. Например, клиническая психология – 60 внебюджетных мест, бюджета нет. И социальная работа – единственное направление, по которому можно обучаться заочно, здесь внебюджет 25 человек. Такова структура приёма. Мы осуществляем образовательные услуги по трём ступеням – интернатура, ординатура и аспирантура. В этом году состоится последний набор в интернатуру, следующей уже не будет. Это связано с тем, что вступает в силу новый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Общее количество мест в интернатуре в этом году – 267. в ординатуре – 122. По действующему законодательству, чтобы стать врачом, необходимо иметь высшее медицинское образование, сертификат специалиста, а он выдаётся только по результатам обучения в интернатуре или ординатуре.
Но ведь без интернатуры врачи будут подготовлены хуже?!
Волчегорский И.А.: Я противник априорных оценок, я люблю эмпирические обобщения, т.е. анализ фактов. Сложно сказать, хуже будет или лучше. В соответствии с ФЗ, теперь будущие врачи для допуска к практической деятельности должны будут проходить процедуру так называемой первичной аккредитации. Центры первичной аккредитации будут находиться при ВУЗах. Аккредитация начинается уже в этом году: нынче мы так будем выпускать будущих провизоров и стоматологов. Что из себя представляет аккредитационное испытание? Это три этапа. Первый - централизованное тестирование, совершенно лишённое какого-либо субъективного фактора. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова назвала его медицинским ЕГЭ для будущих врачей. Испытуемые отвечают на вопросы, всё это переносится в электронную среду и уходит на серверы в Москву, там уже выдаются заключения. Второй этап – стандартизованный клинический экзамен в рамках которого оценивается владение конкретными мануальными навыками. Учебное помещение оборудовано так, что оно практически не отличается от тех учреждений, в которых оказывается реальная стоматологическая помощь. Заходит выпускник, одетый как врач, моет руки, готовится к контакту с пациентом, здоровается с ним, осматривает и оказывает помощь. Со стороны на это смотрят эксперты и заполняют соответствующие чек-листы. Всё это тоже сканируется, отправляется в электронное пространство и так же оценивается объективно. Причём учитывается любая с мелочь, даже то, поздоровался испытуемый с пациентом или нет. Третий этап – ситуационные задачи. По итогам этих этапов врача либо аккредитуют, либо нет. И решают, можно ли его допускать к врачебной работе.