Примерное время чтения: 5 минут
101

Будет горе от ума?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 24/12/2008

Поступить в вуз считает своим святым долгом - перед родителями и друзьями - почти каждый южноуральский старшеклассник. Но нужны ли нам выпускники с высшим образованием целыми "охапками"? И насколько сбит уровень подготовки специалистов в высшей школе её массовостью и доступностью?

Перебор теории

Сергей Зырянов, директор Челябинского института Уральской академии государственной службы:

- Если говорить об образовании как о получении образа мира, то первая его задача - социализация личности. И только на втором месте - профессиональное определение человека. Исходя из этого, я считаю, что нам нужно еще большее количество людей с высшим образованием! И обществу, и производству, и власти лучше иметь дело с образованным человеком, чем с невеждой.

Сегодня часто звучат предложения сократить количество мест в вузах до реальных потребностей. Да никогда государство не сможет просчитать тенденцию динамики рынка труда, даже на 5 лет вперед! Этот рынок только сам способен себя отрегулировать - сложными, конфликтными, но вполне естественными механизмами.

При этом проблема низкого уровня подготовки в наших вузах, конечно, существует. Хорошо, если 15-20% студентов глубоко осваивают азы будущей профессии в аудиториях, остальные обучаются уже на рабочем месте. Это говорит о слабой практической базе образования. Причиной этого во многом стали образовательные стандарты, предложенные высшей школе тем же государством. Они чрезмерно теоретизированы, содержат мало прикладных дисциплин, позволяющих сформировать профессиональные навыки.

Раньше - лучше?

Александр Сидоров, проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета:

- Если специальность выпускника связана с реальным сектором экономики, к примеру, энергетикой, машиностроением, металлургией, строительством, то с высшим образованием на рынке труда он будет нарасхват. Это же относится и к специальностям в фундаментальной науке. Кому-то может показаться, что эта сфера мало связана с экономической реальностью. Однако, как принято говорить в научной среде, нет ничего более выгодного, чем очень хорошая теория. Что сегодня кажется теоретической сказкой, завтра может оказаться передовыми технологиями, в которых нуждается экономика.

Но есть, конечно, сферы, в которых подготовку студентов можно было бы сократить. При этом нельзя забывать о конституционном праве каждого человека на образование. Искусственные меры ни к чему хорошему не приведут.

По поводу уровня вузовской подготовки - насколько мне известно из мемуарной литературы - преподаватели всегда считают нынешнее поколение образованным хуже, чем предыдущее. К примеру, в предисловии к школьному учебнику физики конца 1940-х его автор, советский академик, написал, что поколение детей, для которых это пособие предназначено, гораздо меньше знает, чем прежнее. Всегда найдется тот, кто скажет: "Вот раньше было лучше!" А я убежден, что на каждое такое "раньше" есть свое "раньше", ещё более раннее. Но это совершенно не означает, что качество высшего образования с каждым годом становится всё хуже.

Красивый и умный

Татьяна Усынина, ректор Челябинского гуманитарного института:

- Всё зависит от сферы. В некоторых - специалистов с высшим образованием, можно сказать, практически вообще не готовят. Взять хотя бы ресторанный, туристический бизнес или индустрию красоты. Об избытке выпускников вузов в этих отраслях не может быть и речи. Скорее - о дефиците, который растянется ещё на десятилетие как минимум. В салонах красоты сейчас почти нереально встретить управленца с высшим узкопрофессиональным образованием.

Что касается экономистов, юристов и бухгалтеров, о перенасыщении ими рынка труда говорят все вокруг. Широко обсуждается и не самый лучший уровень подготовки в вузах по этим направлением. Причина этого, я уверена, кроется в устаревших методиках обучения, используемых в высшей школе. Скудная доля практики и чрезмерная теоретизация учебного процесса - так можно обозначить главный недостаток вузовских программ. На мой взгляд, студенты должны получать в сочетании традиционное российское образование, с упором на широкую гуманитарную подготовку, и западное, в котором выпускник вуза - это узкий специалист-практик.

Профпригодность свою докажи!

Дмитрий Крюков, ректор Южно-Уральского профессионального института:

- Необходимое количество специалистов с высшим образованием определяется соотношением того, сколько будет желающих учиться, и того, скольких из них бизнес возьмет на работу. У меня данных о том, существует ли сегодня перебор выпускников вузов, нет. Наверное, стране в каких-то отраслях больше нужны рабочие руки. Хотя я не вижу ничего плохого в том, чтобы уровень интеллектуального развития рабочего был выше, чем должен быть по определению.

А вообще я приветствую инициативу министра А. Фурсенко ввести дополнительные испытания для выпускников вузов при приеме на работу. По этой идее, диплом о высшем образовании, причем неважно, государственного образца или другого, даёт молодому специалисту лишь право претендовать на вакансию. Уже на предприятии вчерашний студент сдает квалификационный экзамен, доказав или опровергнув свою профпригодность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно