Участие в разговоре приняли:
1. Кузнецов Александр Игоревич, министр образования и науки Челябинской области
2. Смирнов Владислав Валентинович, начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области
3. Качуро Ирина Леонидовна, начальник отдела обеспечения развития воспитательных систем и дополнительного образования Управления по делам образования г.Челябинска
4. Дзюба Екатерина Александровна, зам. директора по УВР МБУДОД ДЮСШ по техническим видам спорта
5. Коломиец Павел Сергеевич, заведующий Центром технического творчества Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской
6. Иоголевич Иван Александрович, директор Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской
7. Зинина Ирина Владимировна, директор по персоналу ООО Дюккерхофф Коркино Цемент
8. Смирнов Владимир Алексеевич, директор Первомайского техникума промышленности строительных материалов
9. Твердохлеб Станислав Николаевич, директор АНО «Центра развития промышленных инноваций», руководитель регионального центра промышленной кооперации
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы.
Кузнецов А.И.: 16 тысяч – это цифра, которая распределяется по нескольким региональным министерствам, потому что среднее профобразование выпускники южноуральских школ могут получить не только за счёт Минобра, но и Минкульта, Минсоца. Не надо забывать, что на специальности среднего профобразования у нас идёт набор ещё и в федеральные вузы. Предполагаю, что доля внебюджетных мест в перспективе будет увеличиваться, потому что спрос на специальности среднего профобразования растёт. Бюджетное ассигнование этих направлений подготовки мы увеличивать пока не собираемся. 16 тысяч – это не увеличенное количество бюджетных мест в техникумах, это ежегодная цифра. Более того, в будущм она значительно уменьшится. Дело в том, что в предыдущие годы у нас было много направлений подготовки, которые финансировались из бюджета, но не являлись актуальными для нашего региона. В минувшем декабре на федеральном уровне прозвучала инициатива, согласно которой будет утверждён так называемый топ пятидесяти профессий, по которым будет в приоритетном порядке вестись подготовка среднего профессионального образования. Аналогичные топы профессий будут утверждены и в регионах. На этом топе будет концентрироваться вся бюджетная составляющая. Всё остальное будет постепенно переводиться на внебюджетную основу.
Твердохлеб С.Н.: Выделено 16 тысяч бюджетных мест в техникумах Челябинской области. Цифра совершенно умозрительная, она ни о чём не говорит. Может, этого мало, а может и слишком много. Спросите любого школьника, куда он собирается после школы? Большинство подумывает о ВУЗе. Вариант учёбы в техникуме рассматривается только тогда, когда проходного балла на бюджет не хватает, а учиться на платном отделении нет никаких финансовых возможностей. Да, наша образовательная система сегодня готова соответствовать запросам бизнеса, обучать рабочим профессиям и выпускать кадры в свет, но нет главного - механизма взаимодействия образовательной системы и бизнес-сообщества, сообщества работодателей. Отсутствует площадка, куда мог бы обратиться за кадрами предприниматель. Допустим, предприятию нужны пять конкретных специалистов, но техникум за пятерых не возьмётся. Потому и нужна площадка, на которой заказы работодателей со всей области собирались бы воедино и агрегировались. Дело за министерством образования, оно должно выступить инициатором и создать такую площадку, тогда бы отрегулировали необходимое количество бюджетных мест в техникумах.
Кузнецов А.И.: Не надо ставить количество бюджетных мест в зависимость от того, сколько чего нужно работодателю. Если работодателю нужен какой-то специалист, пусть он вкладывается в его подготовку материально! К слову, это нормальная практика, принятая во многих странах мира. Другое дело, когда речь идёт о массовой подготовке большого количества специалистов по актуальным для региона профессиям. Тогда должен свою роль сыграть бюджет.
Смирнов В.В.: Мы несколько раз обращались к работодателям Челябинской области с просьбой сформулировать перспективу на 3-5 лет, мы хотели знать их потребность, чтобы готовить для них же кадры за бюджетные деньги. Из тысячи работодателей ответили примерно восемнадцать. Толковых ответов из них было и того меньше. Вывод: работодатель не может четко ответить на вопрос, кто ему будет нужен на среднесрочную перспективу!
Эксперты уверены, что в этом году среднее специальное образование будет пользоваться повышенным вниманием выпускников школ и их родителей, поскольку учёба в ВУЗах в связи с экономическим кризисом теперь не всем по карману. Каковы на самом деле ожидания?
Кузнецов А.И.: Вообще-то соотношение бюджетных мест к общему контингенту абитуриентов в нашей стране остаётся неизменным все последние годы. Федеральное Минобр меняет контрольные цифры приёмов в зависимости от демографических колебаний. Когда больше детей – увеличиваются возможности для бюджетного набора. Моё личное мнение: тратить безумные бюджетные деньги на то, чтобы дать за государственный счет высшее образование абсолютно всем выпускникам, - это просто глупость. Даже Советский Союз не мог себе позволить дать высшее образование всем. Тогда только 20% выпускников школ поступали в ВУЗы, сейчас эта цифра приближается к 80-85%. Количество вузов, которые готовят специалистов на бюджетной основе надо сокращать. И количество специальностей нужно сокращать. Нет смысла давать высшее образование, которое потом не будет применяться человеком в его трудовой практике. Не надо забывать, что система среднего профессионального образования выполняет серьёзную социальную функцию, от которой мы пока не можем отказаться. Ведь фактически деньги, которые из областного бюджета направляются в систему СПО, идут на содержание детей из социально неблагополучных семей, на их стипендии, обмундирование, проживание и т.п. Прямого отношения к подготовке профессионалов эти деньги не имеют. Мы считаем, что система СПО должна превратиться из инструмента социального обеспечения в инструмент профессиональной подготовки кадров. Поэтому в будущем планируем сокращать бюджет на систему СПО.
Твердохлеб С.Н.: На западе дефицит представителей рабочих профессий уже пережили и остановились на самых правильных решениях. Так, в Швейцарии, например, человек не может получить высшее образование, пока не пойдёт работать. Устроился, определился с профессией и только потом совмещает обучение и работу. Бывает и так, что человек устроился на работу и понимает, что на конкретном месте ему достаточно своей квалификации, тех знаний, которые он имеет, тогда повышением образования он не занимается, не «выкидывает» из своей жизни несколько лет на учёбу. У нас свою роль сыграли рыночные отношения: все вокруг одержимы духом соперничества, а посему вбивают в головы молодым людям мысль о том, что «без высшего образования никуда». Это превратилось в некую профанацию: даже продавцом сегодня могут не взять человека, не имеющего высшего образования. Чем полностью дискредитировали суть самой работы. Между прочим, зачастую молодой специалист с техническим образованием получает гораздо больше, чем директор какой-нибудь «Пятёрочки». Взять профессию «Оператор станков ЧПУ», она же сегодня элитная! Она совершенно не грязная, поскольку больше связана с компьютерами, нежели с железками. И зарплата там от сорока тысяч рублей. То же самое с токарями, фрезеровщиками, сварщиками: если человек с руками и с головой на плечах, его ждёт блестящее будущее!
Смирнов В.А.: Сегодня действительно дети после школы чаще всего выбирают ВУЗы. А потом люди, получившие высшее образование, остаются невостребованными на рынке труда. Но есть другой путь – пойти в СПО, получить специальность и найти своё место в социуме. Повышать своё образование можно было бы и позже, уже научившись что-то делать руками. Мы обучаем техников-механиков, техников-электриков и техники БО??? Могу сказать, что без куска хлеба такие специалисты никогда не останутся. В прошлом году 24 наших выпускника уехали работать на новый завод в Калуге.
Зинина И.В.: В последние годы мы испытываем острый дефицит нехватки представителей именно технических специальностей. И это проблема не тольк нашего региона – всей страны. Что и говорить, техническое образование сегодня не модно. Но оно и сложнее прочего. Несколько лет назад, понимая, что пора заботиться о подготовке специалистов заранее, мы стали сотрудничать с техникумами. И впоследствии поняли, что это решение правильное.
Смирнов В.В.: Ситуация, которую мы имеем по кадрам, по потребностям работодателя и по тому, как сориентированы родители (а именно они выбирают, кем быть и куда пойти учиться современным детям), сложна. Не забывайте, от каких времён мы уходим. Когда я в свое время поступил в челябинский политехнический техникум, в моей семье сказали: «Что-то ты высоко рванул!» В моей семье до меня не было людей с высшим образованием, хотя умственное развитие моих родственников вполне позволяло получать высшее образование «на ура». Но государство не давало. Потом оно захотело сделать высшее образование сверхдоступным. Но оно не генерировало специалистов, которые оказались востребованными в 90-е годы, - экономистов, юристов и управленцев. В итоге мы, сверхквалифицированные рабочие, имевшие 6-7 разряды, чистили от ржавчины какие-то баки, что-то красили… Уважаемые и хорошо оплачиваемые работники стали никем. Своих детей мы отправили учиться на экономистов, юристов и управленцев. И сегодня у нас на одну вакансию от 10 до 30 экономистов, юристов и управленцев. Они не нужны. Нужны врачи, строители, квалифицированные специалисты в промышленности. Но, несмотря на это, никто не верит, что можно, к примеру, став за станок, сделать карьеру на цементном заводе, стать сначала начальником цеха, а когда-нибудь потом директором завода. Почему у нас такой ажиотажный спрос на хоккей? Ребёнка ставят на коньки, дают клюшку и отчаянно надеются, что к двадцати годам он станет долларовым миллионером. Научится забивать шайбы и будет не важно, кто его мама, папа и ближайшие родственники. Для дворовых пацанов хоккей стал социальным лифтом. Но двери этого лифта редко открываются. А профориентации как таковой в области по-прежнему нет.
Качуро И.Л.: В Челябинске грядёт ежегодный Фестиваль технического творчества, который как раз имеет отношение к будущей профориентации нынешних школьников. В этом году фестиваль будет проводиться в седьмой раз. Когда же он проводился впервые, некоторый районы города даже не смогли никого делегировать, потому что техническое творчество было слабо развито среди учащихся. Сегодня ситуация изменилась, для детей фестиваль стал праздником и возможностью узнать что-то новое, а для системы образования - своеобразным парадом достижений, демонстрацией методик и организационных форм. Возрождая подход к техническому образованию, мы формировали не только интерес у детей, но и компетенции у педагогов. В течение семи лет появилась настоящая конкуренция, и мы этим гордимся.
Иоголевич И.А.: В Челябинске с советских времён сохранилось много детских секций технического творчества, и сегодня идет прирост по этому направлению. Когда в начале учебного года у нас начинается набор, самая большая очередь стоит там, где записывают в кружки технического творчества. В рамках упомянутого фестиваля дети, их родители и педагоги действительно соревнуются друг с другом, порой страсти разгораются не меньше, чем на хоккее. Мы работаем с детьми и понимаем, что очень важно вовлекать их в подобные проекты, ведь речь тут как раз идёт о долгосрочной перспективе: некоторые школьники тоже когда-нибудь станут работодателями. И тогда у нас появится шанс совершить тот самый технический прорыв, о котором сегодня столько говорится.