Неважно, где были получены корочки специалиста, они поднимали престиж человека. И в советские времена это в общем-то было оправданно. Учителей и врачей уважали всегда. А технари с высшим образованием претендовали на руководящие должности.
В современной России картина иная: юристы и экономисты торгуют на рынках, а их дипломы пылятся в шкафу. Но вот парадокс: этот факт никого не смущает. За дипломом нередко идут, «чтобы был». Какой выпускник не любит ввернуть в разговор красивую фразу: «По образованию я юрист/менеджер/финансист, но вы же знаете, как нынче трудно найти работу».
Да, переизбыток представителей ряда профессий у нас существует. Но в то же время не хватает по-настоящему образованных выпускников. Просто многие и не стремятся учиться, а вузы, озабоченные борьбой за прибыль, не стремятся учить. И с такими действительно нужно бороться.
Преподы-пофигисты
В 2012 году Минобрнауки признало 126 российских вузов неэффективными. Обвинения не были голословными. Прежде чем вынести свой вердикт, чиновники оценили каждое заведение по 50 параметрам. Среди них - средний балл за ЕГЭ поступивших студентов, научные достижения, инфраструктура, доходы… В число аутсайдеров вдруг попали старейшие заведения. Так, на Южном Урале в эффективности отказали педагогическому университету (ЧГПУ), агроакадемии (ЧГАА), университету физической культуры (УралГУФК) и Магнитогорскому госуниверситету (МаГУ). Ещё можно понять, что в этот список включили филиалы московских и челябинских вузов по области, но когда под сомнением головной вуз…
Расцвет коммерческих групп заставил вузы пересмотреть своё отношение к подготовке студентов. Бездарных тянут хотя бы на троечку, ведь терять деньги не хочет никто. Один мой знакомый учится на юриста уже десять лет. И ему, и всему юридическому факультету совершенно понятно, что госэкзамены тот не сдаст никогда. К тому же в зачётке вечного студента с десяток серьёзных хвостов. Но каждую осень он платит энную сумму и выходит на новую сессию. Об отчислении нет и речи, ведь довольны все: вуз тянет из горе-студента деньги, а тот тешит себя непонятной мечтой.
Деканы дают указания не ставить двойки в коммерческих группах. И многих преподавателей это уже не смущает.
- Я знаю, что двоечник никогда не будет работать по профессии, - признался мне знакомый преподаватель ЮУрГУ, - поэтому с лёгким сердцем могу поставить ему трояк. Да и зачем гнобить человека, если он не в состоянии переварить информацию?
Это раньше в вузы поступали лучшие. Сегодня дорога в высшую школу за деньги открыта для каждого. И многие студенты не справляются со стандартной программой, так как слабы на голову. Такая халтура, по сути, уже узаконена. И мало кто стыдится её.
- Просто функция вуза в обществе поменялась, - говорит мне всё тот же знакомый преподаватель. - Сейчас народ не востребован в экономике. А среднее образование в стране убито. Поэтому после школы у человека есть три пути: пойти в армию, в тюрьму и в институт. Вуз - это буфер, который сдерживает людей, не попавших в реальную экономику. Народ идёт в институт с удовольствием провести время, как ходит в кино или театр.
Живущие «под статьёй»
Не удивительно, что при таком положении дел лишь один представитель Урала - Уральский федеральный университет (Екатеринбург) вошёл в число 700 лучших вузов мира. И то в конце пятой сотни. Достижения южноуральцев на уровне всей планеты, увы, не видны. Зато что ни день мы слышим про очередные финансовые скандалы.
Бывший ректор МаГУ Владимир Семёнов (напомню, вуз признан неэффективным) обвиняется в суде (идёт в настоящее время) в растрате 1,4 млн рублей. Следствие считает, что он выписывал себе крупные суммы под видом командировочных, а также присваивал деньги, предназначенные для премий деканам. По мнению прокуратуры, фуршет по случаю защиты докторской диссертации Семёнов также оплатил деньгами вуза. А буквально два года назад якобы перечислил компании «Правогарант», которую возглавляла жена Семёнова, 300 тыс. рублей за не оказанные юридические услуги. Обвиняется и коллега Семёнова, руководившая филиалом МаГУ, за мошенничество в полмиллиона (деньги были предназначены для научной работы).
Буквально на днях уголовное дело завели на завкафедрой уголовного права юрфака ЧелГУ Елену Кунц, которая начисляла зарплату сотруднику областного управления МВД. Сергей Титов не прочёл ни одной лекции, однако на его имя была выписана зарплата 700 тыс. рублей. В ректорате ЧелГУ была выемка документов. Говорят, вуз купил здание на Краснопольской площадке за 30 млн рублей, в два раза дороже реального ценника. Тем временем действующий ректор Андрей Шатин выбыл из предвыборной гонки за место главы ЧелГУ. Его также подозревают в финансовых махинациях.
- Когда я учился, в вузах насчитывалась 51 тыс. студентов, сейчас их 153 тыс. Это юристы, экономисты, менеджеры. Все хотят быть этими отбросами общества. Они ничего не знают по окончании учёбы. Вузов очень много, и они не нужны, мы просто морочим голову, готовя этих специалистов. Необходимо не просто подчистить, а системно уничтожить половину вузов, - заявил на последнем заседании комитета по социальной и молодёжной политике депутат ЗСО Виктор ЧЕРНОБРОВИН. И тут же попал под шквал критики. За излишнюю прямолинейность.
- Если не читать эти слова буквально, то Чернобровин правильно вопросы ставит, - поддержал депутата челябинский блогер Алексей ТАБАЛОВ. - Увы, система высшего образования деградировала страшно. Большинство вузов просто продают заветные корочки, а вовсе не занимаются образованием. И многих это устраивает: одни делают вид, что учатся, другие - что учат. Высшее образование должно стать ценностью. Человек должен ценить саму возможность иметь высшее образование, и, вполне возможно, оно поэтому не должно быть доступно абсолютно всем.
Два совета для школьников
Только в 2011 году в России закрыли около 40 вузов и сотни сомнительных филиалов. Сейчас в разгаре реорганизация. ЧГПУ и УралГУФК смогли отстоять самостоятельность. МаГУ стал частью МГТУ. Однако эксперты ещё год назад заявили, что укрупнение вузов не повышает их конкурентоспособность. Тогда чиновники начали сокращать преподавателей. Чаще всего в челябинских вузах не продляют контракты педагогам пенсионного возраста.
- В то же время огромные средства тратятся попусту. У нас есть группа магистров, набранных за счёт бюджета, где вместо 15 человек на лекции ходят трое, - рассказал мне знакомый преподаватель. - Остальные уже передумали повышать образование, а деньги вуз за них получает.
Критерии эффективности вузов у преподавателей вызывают усмешку. Один из них - балл ЕГЭ, с которым бывший школяр идёт штурмовать вуз.
- Понятно, что в МГУ он высокий, а в деревне Гадюкино - ниже, - замечают эксперты. - Но это же не означает, что вузы нужно закрыть во всех маленьких городах!
Показателем эффективности может быть только трудоустройство выпускников. Об этом не раз заявлял и руководитель главного управления по труду и занятости населения области Владислав СМИРНОВ. А чтобы вузы не выпускали студентов в пустоту, на Южном Урале должна активизироваться экономика. Ей следует диктовать свой заказ на рабочие руки. В том числе в сфере среднего образования.