Поступить в вуз считает своим святым долгом - перед родителями и друзьями - почти каждый южноуральский старшеклассник. Но нужны ли нам выпускники с высшим образованием целыми "охапками"? И насколько сбит уровень подготовки специалистов в высшей школе её массовостью и доступностью?
Перебор теории
Сергей Зырянов, директор Челябинского института Уральской академии государственной службы:
- Если говорить об образовании как о получении образа мира, то первая его задача - социализация личности. И только на втором месте - профессиональное определение человека. Исходя из этого, я считаю, что нам нужно еще большее количество людей с высшим образованием! И обществу, и производству, и власти лучше иметь дело с образованным человеком, чем с невеждой.
Сегодня часто звучат предложения сократить количество мест в вузах до реальных потребностей. Да никогда государство не сможет просчитать тенденцию динамики рынка труда, даже на 5 лет вперед! Этот рынок только сам способен себя отрегулировать - сложными, конфликтными, но вполне естественными механизмами.
При этом проблема низкого уровня подготовки в наших вузах, конечно, существует. Хорошо, если 15-20% студентов глубоко осваивают азы будущей профессии в аудиториях, остальные обучаются уже на рабочем месте. Это говорит о слабой практической базе образования. Причиной этого во многом стали образовательные стандарты, предложенные высшей школе тем же государством. Они чрезмерно теоретизированы, содержат мало прикладных дисциплин, позволяющих сформировать профессиональные навыки.
Раньше - лучше?
Александр Сидоров, проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета:
- Если специальность выпускника связана с реальным сектором экономики, к примеру, энергетикой, машиностроением, металлургией, строительством, то с высшим образованием на рынке труда он будет нарасхват. Это же относится и к специальностям в фундаментальной науке. Кому-то может показаться, что эта сфера мало связана с экономической реальностью. Однако, как принято говорить в научной среде, нет ничего более выгодного, чем очень хорошая теория. Что сегодня кажется теоретической сказкой, завтра может оказаться передовыми технологиями, в которых нуждается экономика.
Но есть, конечно, сферы, в которых подготовку студентов можно было бы сократить. При этом нельзя забывать о конституционном праве каждого человека на образование. Искусственные меры ни к чему хорошему не приведут.
По поводу уровня вузовской подготовки - насколько мне известно из мемуарной литературы - преподаватели всегда считают нынешнее поколение образованным хуже, чем предыдущее. К примеру, в предисловии к школьному учебнику физики конца 1940-х его автор, советский академик, написал, что поколение детей, для которых это пособие предназначено, гораздо меньше знает, чем прежнее. Всегда найдется тот, кто скажет: "Вот раньше было лучше!" А я убежден, что на каждое такое "раньше" есть свое "раньше", ещё более раннее. Но это совершенно не означает, что качество высшего образования с каждым годом становится всё хуже.
Красивый и умный
Татьяна Усынина, ректор Челябинского гуманитарного института:
- Всё зависит от сферы. В некоторых - специалистов с высшим образованием, можно сказать, практически вообще не готовят. Взять хотя бы ресторанный, туристический бизнес или индустрию красоты. Об избытке выпускников вузов в этих отраслях не может быть и речи. Скорее - о дефиците, который растянется ещё на десятилетие как минимум. В салонах красоты сейчас почти нереально встретить управленца с высшим узкопрофессиональным образованием.
Что касается экономистов, юристов и бухгалтеров, о перенасыщении ими рынка труда говорят все вокруг. Широко обсуждается и не самый лучший уровень подготовки в вузах по этим направлением. Причина этого, я уверена, кроется в устаревших методиках обучения, используемых в высшей школе. Скудная доля практики и чрезмерная теоретизация учебного процесса - так можно обозначить главный недостаток вузовских программ. На мой взгляд, студенты должны получать в сочетании традиционное российское образование, с упором на широкую гуманитарную подготовку, и западное, в котором выпускник вуза - это узкий специалист-практик.
Профпригодность свою докажи!
Дмитрий Крюков, ректор Южно-Уральского профессионального института:
- Необходимое количество специалистов с высшим образованием определяется соотношением того, сколько будет желающих учиться, и того, скольких из них бизнес возьмет на работу. У меня данных о том, существует ли сегодня перебор выпускников вузов, нет. Наверное, стране в каких-то отраслях больше нужны рабочие руки. Хотя я не вижу ничего плохого в том, чтобы уровень интеллектуального развития рабочего был выше, чем должен быть по определению.
А вообще я приветствую инициативу министра А. Фурсенко ввести дополнительные испытания для выпускников вузов при приеме на работу. По этой идее, диплом о высшем образовании, причем неважно, государственного образца или другого, даёт молодому специалисту лишь право претендовать на вакансию. Уже на предприятии вчерашний студент сдает квалификационный экзамен, доказав или опровергнув свою профпригодность.