30 мая в пресс-центре «АиФ-Челябинск» состоялся круглый стол с участием представителей ГИБДД, правозащитников и байкеров, членов мотоклубов.
В мероприятии приняли участие:
- Савенко Михаил Петрович, начальник ГИБДД УМВД России по городу Челябинску;
- Горшков Алексей Вадимович, заместитель начальника ГИБДД УМВД России по городу Челябинску;
- Ребиков Игорь Вадимович, главный специалист по медицине катастроф Министерства здравоохранения Челябинской области, директор Центра медицины катастроф;
- Панченко Юрий Анатольевич, челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов», преподаватель автошколы;
- Первакова Светлана Викторовна, директор по развитию страховой компании «Росгосстрах-Жизнь» в г. Челябинске;
- Андрей Бессмертный, президент мотоклуба WINGS (г.Челябинск);
- Валиев Тимур Рашитович («Кипиш»), вице-президент мотоклуба Chopper Clan;
- Шевнин Сергей Алексеевич («Танк»), член мотоклуба Chopper Clan;
- Данис Ян, байкер (г. Челябинск);
- Щербина Денис, байкер (г. Челябинск).
Представляем вашему вниманию стенограмму круглого стола.
Итак, мы собрались сегодня обсудить, каким образом можно снизить количество ДТП с участием мотоциклистов на дорогах Челябинска и области. Прежде всего хотелось бы уточнить у представителей ГИБДД статистику аварийности и причин ДТП с участием мотоциклистов.
Савенко М.П.: В Челябинской области за 2013-й год было зарегистрировано 173 ДТП с участием мотоциклистов, в которых 21 человек погиб и 182 человека были ранены. Из этого количества ДТП 147 были совершены по вине водителей мотоциклов. В пяти случаях мотоциклисты управляли своими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. В областной столице за 2013-й год было совершено 41 ДТП (33 по вине мотоциклистов), в них погибли 5 человек, 43 получили ранения. В этом году, несмотря на то, что официально мотосезон ещё не открыт, уже произошёл ряд ДТП с участием водителей мотоциклов. В этих авариях погибли три человека, еще около шести-семи человек были ранены.
Какие ПДД нарушают мотоциклисты?
Савенко М.П.: В основном речь идёт о превышении скорости. Объективности ради стоит сказать, что не всегда виноват водитель мотоцикла. Имеет место быть невнимательность автоводителей, нарушение правил маневрирования с их стороны.
Какие травмы чаще всего получают мотоциклисты? Как спасает шлем и другая амуниция в случае падения с мотоцикла?
Ребиков И.В.: Прежде всего спасает использование головы. Что касается структуры травм, то чаще всего мотоцикл заваливается набок. У водителя и пассажира мотоцикла в таких случаях страдают все выступающие части тела со стороны, которая контактирует при падении с дорожной поверхностью, - голеностопные, коленные, тазобедренные и плечевые суставы. Голова при таких падениях страдает в меньшей степени. Одежда, сколько бы её не было на мотоциклисте, при интенсивном трении с дорожной поверхностью не спасает. Я видел такие скальпированные раны, которые жутко вспоминать. Например, когда половину лица вместе с ухом и волосистой частью головы вообще можно было откинуть набок, как страницу в книжке. Случаются такие аварии, когда при столкновении с препятствием мотоциклист летит в открытом пространстве. Далеко не всегда человеку удаётся сгруппироваться, многие не знают, как это делать, или же просто забывают об этом. Как правило, в таких случаях может быть травмирован череп и его содержимое, может быть сильно повреждена грудная клетка, брюшная полость, могут быть травмированы шейные отделы позвоночника, зачастую повреждается и спинной мозг. Последнее может сопровождаться мгновенной остановкой дыхания и сердечной деятельности. Так что в большинстве случаев человек погибает сразу же, на месте ДТП. Что касается амуниции, то, конечно, нужен шлем, причём основательный, который бы в случае аварии защитил и череп, и лицевую часть, и шейный отдел позвоночника. Чепчик мотоциклисту ни к чему. Хотелось бы порекомендовать мотоциклистам и одежду попрочнее. Мне, например, представляется, что экипировка мотоциклиста должна быть похожа на экипировку американского футболиста, т.е. должны быть наплечники, налокотники, наколенники, жёсткая обувь с высокой защитой голеностопного сустава.
Что сказано в ПДД об использовании мотоциклистами шлема и другой защитной амуниции?
Савенко М.П.: Там чётко прописано, что водитель перед началом движения должен пристегнуться ремнём безопасности либо закрепить мотошлем.
Панченко Ю.А.: Существует «Справочник о безопасности дорожного движения», изданный в 2001 году. Там сказано, что использование защитной одежды (перчаток, обуви, кожаной одежды) может снизить ежегодную вероятность травмирования мотоциклиста на 40%. Применение шлема сокращает количество травм головы у водителей мопедов и мотоциклистов приблизительно на 45%.
Действительно ли при разборе ДТП с участием мотоциклов часто выясняется, что двухколёсный транспорт по каким-либо причинам не стоит на учёте в ГИБДД, не имеет госномеров?
Горшков А.В.: Да, таких случаев около 70%. Многие ссылаются на слишком высокий транспортный налог. Иногда за управление мототранспортом садится малоподготовленный человек. В апрельских ДТП с участием мотоциклов в Челябинске за рулём были уже взрослые мужчины (одному 33, другому 38), они имели категорию «B», но не имели категории «А», то есть не имели права управлять транспортным средством данной категории.
Какое наказание предусмотрено за данное правонарушение?
Горшков А.В.: Если транспортное средство на учёте не состоит, то сумма штрафа составляет от 500 до 800 рублей. Если мы задерживаем этого же водителя повторно в течение года, штраф уже составит 5 000 рублей либо водитель будет лишён права управления данным транспортным средством на срок от одного года до трёх лет.
Но как штрафовать водителя, вообще не имеющего водительского удостоверения данной категории?
Горшков А.В.: Согласно КоАП, штраф в таком случае будет от 5 до 15 тысяч рублей.
Как получить водительское удостоверение на право управления мотоциклом?
Савенко М.П.: Чтобы получить категорию, необходимо пройти соответствующее обучение в автошколе. Обучение на категорию «А» можно проходить с 16-ти лет. Также собираются ввести обучение на категорию «М» (вождение мопеда или скутера), обучаться на неё можно будет также с 16-ти лет, но пока не готовы учебно-методические курсы, поэтому в Челябинской области обучение на категорию «М» пока не производится.
Панченко Ю.А.: Программа обучения на категорию «М» должна была быть разработана ещё 5 ноября прошлого года. Но, к сожалению, федеральный Минобр не сделал этого вовремя. Программа готова была только после нового года, занимает 667 страниц, её отдали на регистрацию в Министерство юстиции, там программа пролежала два месяца, потом Минэкономразвития выяснило, что в программе есть некоторые серьёзные недочёты. В результате подготовленная программа была отозвана, ранее 1 сентября в автошколы она навряд ли поступит.
Почему запретили самоподготовку для получения категории «А», как было в советское время?
Савенко Ю.А.: Самоподготовка у нас запрещена не только для водителей мотоциклов, но также и для водителей любых транспортных средств. Любое обучение должно происходить на площадке автошколы, имеющей лицензию, и при помощи профессиональных инструкторов.
Балиев Т.Р.: Хочу заметить, что в наших автошколах проводят обучение на старых разбитых мотоциклах «Восход», выпущенных ещё в 60-х годах прошлого века. Понятно, что подготовить квалифицированного водителя мотоцикла на такой технике невозможно.
Щербина Д.: Вся мототехника, которая есть в автошколах, предназначена для обучения категории «А1». На категорию «А» ни одна автошкола сейчас научить не может. Человек, обучившийся и желающий к этому сезону получить права на категорию «А», приходит в ГАИ и выясняет, что сдавать экзамен элементарно не на чем. Поэтому он садится и едет без прав. Ещё один момент – регистрация ТС. В этом году появилось такое нововведение: 17-й пункт ПТС – одобрение типа ТС. И отделы МРЭУ перестали регистрировать технику, о которой в этом пункте сказано «отсутствует». Действительно, отсутствует на единичные экземпляры, ввозимые в Россию. Но если таможня пропустила и выдала ПТС, значит, ТС является законным и может быть выпущено на дороги?
Панченко Ю.А.: Нет. Нужно отличать ТС, которые были ввезены на продажу юрлицом, тогда должно быть свидетельство о безопасности ТС. Другое дело, когда ввозятся единичные экземпляры. Человек, который выписывает себе мотоцикл из-за рубежа, должен понимать: ездить на рухляди – его право. Он также может продать этот мотоцикл, если захочет. Новый собственник может поставить такое мото на учёт, но если в ГИБДД выяснят, что мотоцикл не отвечает требованиям безопасности, регистрация будет аннулирована. Так что между ввозом техники для себя любимого и для продажи – пропасть. Хочешь ездить на рухляди – твоё право. Но нельзя продавать вещи другому человеку, если они не отвечают требованиям безопасности. Цитата с одного из форумов: «Ко мне мот идет с повреждениями water/flood (утопленник), с пробегом 5000 миль, полностью на ходу и в рабочем состоянии. Посредник проверил работоспособность и сделал фотоотчет с описанием, надеюсь, проблем не будет». Т.е. он получает за полцены мотоцикл-утопленник, произведенный неизвестно для какого рынка, надеясь на чудо. Если чуда не случится, что остается делать? Продать какому-нибудь неудачнику, умолчав об истории покупки. Тот и внимания не обратит, что там написано в графе 17. Придет в регистрационное подразделение, а ему – отказ в регистрации, либо аннулирование регистрации по пришествие времени.
Щербина Д.: Мне нравится ваша позиция. Но проще взять две машины, чем один неутопленный мотоцикл. Поэтому берут «утопленников», берут битые мотоциклы. Пусть снизят таможенные пошлины, чтобы и нормальную технику к нам завозили! По адекватным ценам! Либо пусть вообще отменят регистрацию мотоциклов! Всё равно все ездят ТАК. Ещё один больной вопрос для всех – ОСАГО. Отправляясь ставить мотоцикл на учёт, водитель должен зайти в страховую компанию… Там-то всё и начинается.
Бессмертный А.: Да, я буквально на днях страховал мотоцикл. Пришлось объехать чуть ли не все страховые компании в городе. Везде говорят, что либо полисов нет, либо впридачу к транспортному средству надо и жизнь застраховать. Пришлось застраховать… В общем, «вылезла» страховочка в три с лишним тысячи рублей со всеми плюсами и бонусами! Прийти и застраховаться без навязанного платежа по другой страховке (предлагают застраховаться от укуса клеща, застраховать имущество и проч.) сегодня невозможно! В одной компании мне честно сказали, что страховщики заключили негласное соглашение: так как мотоцикл – транспортное средство повышенной опасности, мотоциклистам в страховке отказывать.
Первакова С.В.: Что касается продажи полисов с дополнительными услугами по страхованию, этим сейчас вообще занимается прокуратура. Выяснено, что это незаконно. Хотя можно понять, почему страховые компании пошли на этот негласный сговор: человек, заплатив за ТС 5 тысяч рублей, хочет получить потом 150 тысяч рублей. Да, не каждая страховая компания готова страховать мототранспорт, это убыточное направление. У нас было множество страховых случаев с повреждением автотранспорта. Могу сказать, сумма, полученная мотоциклистом на лечение при наступлении страхового случае, обычно в сто раз больше суммы самого страхового взноса. В целом услуга страхования жизни пользуется популярностью, у многих наших клиентов мотоциклы имеются. Но также надо заметить, что многие мотоциклисты отказываются страховать жизнь, считая это суеверием, говорят, мол, «не буду покупать свою смерть».
Панченко Ю.А.: Человеку, которому отказывают в выдаче полиса ОСАГО, рекомендую собирать все необходимые документы и отправлять их заказным письмом в головной офис страховой компании (который, как правило, находится в Москве). В таких случаях, возможно, даже взыскание материального ущерба, если по вине филиала страховой компании, отказывающей водителю в выдаче страхового полиса, он какое-то время не мог передвигаться на собственном авто и был вынужден пользоваться иными способами передвижения. Если страховая компания услуги по ОСАГО предоставляет, то отказать в выдаче полиса ОСАГО, она не может! И говорить, что «нет полисов», они тоже не могут, поскольку обязаны сами себя этими полисами обеспечивать. Так что всё это уловки. Почему закон об ОСАГО так буксует, это вопрос к Государственной думе.
Бессмертный А.: Кроме того, тут уже поднимали вопрос по постановке на учёт. Ситуация в нашем регионе очень интересная, у нас ставка за 1 лошадиную силу (лс) при 20 лс – 4,6 рублей, до 36 лс – 7,7. А если у вас мотоцикл свыше 36 лс, то ставка налога – 50 рублей на одну лс. Для сравнения: в Перми – 19 рублей, в Екатеринбурге – 32, в Кургане – 30, в Новосибирске – 10, в Омске – 30, в Красноярске – 12,5, в Томске -11, в Тюмени – 20. Даже в южных городах, где мотоциклисты катаются за летний сезон больше и дольше, ставки ниже: в Курск – 10 рублей за 1 лс, в Белгороде – 12,5, в Волгограде – 21, в Астрахани – 13. Большего всего поразила Чечня: там ставка 5 рублей! У нас с мотоциклистов взимается такой же налог как в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане. Наша налоговая ставка приравнена к автомобилю с мощностью свыше 150 лс. А ведь мы, мотоциклисты, катаемся всего лишь четыре-пять месяцев в году, зимой не ездим вообще. Мы не изнашиваем дорожное покрытие так, как автомобили! Сделайте адекватный дорожный налог и мотоциклистов, которые захотят поставить своё ТС на учёт, станет больше. Потому что платить 5-7 тысяч за то, что катаешься три месяца, - жалко. Кто-то за всё лето катается пару раз в выходные. А у кого-то при этом два мотоцикла. А ещё квадроцикл или гидроцикл. Человеку нравится, он увлекается ездой на таких видах транспорта. Но это почему-то называется в нашей области «предметом роскоши».
Горшков А.В.: Мы понимаем, что собравшиеся представители мотоклубов - законопослушные водители. Если брать статистику, то пострадавших мотоциклистов из мотоклубов меньше, чем мотоциклистов, которые ни к каким клубам не относятся. Цель нашего круглого стола – разработка некой концепции, плана совместных действий в отношении тех, кто упорно не желает соблюдать ПДД. В преддверии официального открытия мотосезона в Челябинске, со 2 по 8 мая будут проводиться оперативно-профилактические мероприятия «Мотоциклист», в ходе которых мы будем отлавливать нерадивых мотоциклистов, пресекать попытки нарушений ПДД, выписывать штрафы и т.д. Но мы хотим, чтобы собравшиеся представители мотоклубов помогли нам, чтобы они участвовали в этих мероприятиях вместе с нами. Проводите со своими сотоварищами беседы, лекции. Может, кто-то не знает, как к вам присоединиться и вступить в какой-то мотоклуб…
Шевнин С.А.: В 70% случаев очень сложно контактировать с так называемыми «вольными» мотоциклистами. Водители малокубаторных мотоциклов и скутеров портят нам всю статистику. Мало того, что они абсолютно не знакомы с мотокультурой, так они ещё и часто ездят пьяными. Лично я как-то попытался мирно поговорить с ребятами-нарушителями, которые были пьяны. Но они, поняв, что я собираюсь их остановить, дали по газам и умчались на красный сигнал светофора. Буквально через полчаса я узнал об их лобовом столкновении с автомобилем на пр. Ленина.
Балиев Т.Р.: Здесь уже упоминали о том, что не всегда виноват только байкер, автомобилисты тоже провоцируют ДТП. Водитель автомобиля не всегда готов к тому, что рядом может появиться мотоцикл. Более того, иной раз встречаются такие неадекватные автовладельцы, которые открывают двери, начинают специально мешать. То есть, нет банального уважения.
Панченко Ю.А.: Вы поймите, в автомобилях есть зеркала заднего вида, но есть и «мёртвые» зоны, которые не видны ни слева, ни справа, причем справа «мёртвая» зона больше. Потому байкерам можно только пожелать не опережать и не обгонять автомобили справа, хотя с 2010 года такой маневр и не запрещён. Перед перестроением или обгоном нужно убедиться, что в ней нет транспортных средств – автомобилей или мотоциклов. Из-за превышения мотоциклистами скорости, они могут оказаться в «мёртвой» зоне в любой момент. Заблаговременная подача сигнала указателями поворота позволит байкеру, который, возможно, находится в «мёртвой» зоне, или притормозить, или ускориться, или подать звуковой сигнал. Заблаговременной будет подача сигнала указателями поворота не менее чем за 3-4 секунды до маневра. К сожалению, большая часть челябинских водителей считают подачу сигналов указателями поворота «несолидным», боятся выглядеть «белыми воронами», забывая, что в первую очередь эти сигналы – их собственная безопасность. Более того, принимая решение о перестроении, водители фактически сразу приступают к выполнению маневра, не убедившись в его безопасности. Безопасный боковой интервал при объезде стоящего автомобиля – ширина открытой дери. В пробке, когда мотоциклисты решают проехать между рядами, данный боковой интервал ими не соблюдается. Водителям можно только посоветовать жёстко соблюдать требования ПДД, которые запрещают открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения. Нет ничего проще, чем перед открытием двери глянуть в зеркало заднего вида.
Бессмертный А.: Если продолжать тему взаимодействия с ГИБДД, то наш клуб в городе появился ранее других, ещё в 2005 году. В прошлом году мы проводили акцию «Вниманию мотоциклистов» совместно с ГИБДД, мы вообще приглашаем сотрудников ГИБДД на каждое своё большое мероприятие. 17 мая на официальное открытие мы их тоже пригласили. Также ожидаются представители других мотоклубов области и «вольные» мотоциклисты. На открытии будет работать «Школа молодого мотоциклиста», молодым водителям мы будем раздавать пояснительные записки, медицинские справочники, будем отвечать на их вопросы. Замечу, что на протяжении девяти лет существования клуба, у наших членов не было ни одной серьёзной аварии, не считая ушибов и лёгких переломов. Всё потому что мы регулярно проводм разъяснительные работы с новичками. В нашем уставе сказано: нет водительского удостоверения – в клуб нельзя.
Ребиков И.В.: Мотоклубы – это лучшая часть мотоциклистов, наиболее организованная. Руководителям мотоклубов нужно постоянно проводить обучение членов клуба в части оказания первой помощи при ДТП. У нас есть методическая литература, которой мы можем совершенно бесплатно вам помочь. Обращайтесь.