Примерное время чтения: 9 минут
250

Дубровский отказался от банков. Бюджету потребуется 12 миллиардов

После длительных согласований с Минфином РФ регион получил бюджетный кредит на 1,9 миллиарда, который позволит полностью закрыть обязательства перед финансовыми учреждениями.
После длительных согласований с Минфином РФ регион получил бюджетный кредит на 1,9 миллиарда, который позволит полностью закрыть обязательства перед финансовыми учреждениями. Пресс-служба губернатора Челябинской области

Правительство Челябинской области завершает процесс по сокращению доли коммерческих кредитов в составе государственного долга субъекта. После длительных согласований с Минфином РФ регион получил бюджетный кредит на 1,9 миллиарда, который позволит полностью закрыть обязательства перед финансовыми учреждениями. Перераспределение долговой нагрузки, по оценкам федеральных аналитиков, даст возможность областным управленцам сформировать фундамент для дополнительных вливаний в экономику субъекта, в которой «наметилась относительная стабилизация». Более того, снижение нагрузки на региональную казну вкупе с другими положительными тенденциями, по мнению аналитиков, позволит «с более уверенных позиций вести диалог с федеральным центром по привлечению новой господдержки». Для ликвидации диссонансов с официальной Москвой чиновникам также необходимо будет «проработать вопрос с предоставляемыми областью гарантиями», которые уже становились поводом для судебных разбирательств и предметом опасений финансовых властей страны. Пока же в региональном Минфине на данный инструмент закладывают 12 миллиардов рублей, «оставляя себе резерв для вливаний в новые точки роста».

Челябинская область провела финальные согласования по получению от федерального Минфина 1,9 миллиарда рублей в качестве бюджетного кредита под 0,1% годовых. Средства должны поступить в регион уже на этой неделе, после чего будут направлены на окончательное погашение банковских заимствований, что в свою очередь позволит снизить траты субъекта на обслуживание долгов.

Полное закрытие обязательств перед банками, о чем еще в начале своего губернаторства говорил Борис Дубровский, выведет область в четверку лидеров УрФО (данные Минфина РФ на 1 июня 2017 года). Ранее отсутствием «дорогих» заимствований могли похвастаться только регионы «тюменской матрешки», конфигурация бюджетов которых традиционно отличается от остальных территорий.

Кроме того, Челябинская область, согласно информации федерального ведомства, станет 27 субъектом РФ, которому на данный момент удалось полностью рассчитаться с банками, из 85.

Как отмечают банковские аналитики, данный статус, свидетельствующий о взвешенной бюджетной политике в регионе, будет способствовать укреплению позиций субъекта в рейтингах и упростит дальнейший диалог с официальной Москвой о привлечении новых средств, необходимых для развития экономики.

Отметим, что на сегодня Челябинская область, согласно исследованию РИА «Рейтинг», входит в топ-20 субъектов с наименьшей долговой нагрузкой, опять же уступая в УрФО только регионам «тюменской матрешки». Для сравнения, Тюменская область по этому показателю занимает третье место в стране, а Ханты-Мансийский автономный округ входит в топ-10.

По сведениям рейтингового агентства, отношение госдолга Челябинской области на начало 2017 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета региона в 2016 году составляло 26,4% (относится к категории высокой долговой устойчивости), причем в исследовании отмечалось, что за прошлый год объем обязательств субъекта снизился на 14,7%.

Рассматривая ситуацию в динамике, экономисты предполагают дальнейшее снижение нагрузки: на 1 января 2016 года госдолг региона составлял 33,4 миллиарда, на начало 2017 – 28,5 млрд, к первому июня он достиг – 25,4 млрд. То есть за полтора года обязательства субъекта снизились практически на 8 миллиардов рублей.

Апеллируя к еще более ранним периодам, которые зачастую становятся объектом для оценочных суждений, эксперты указывают, «что даже в тучные для экономики годы», когда регионом управлял Михаил Юревич, долговая нагрузка на регион была выше. Согласно аналогичному рейтингу РИА, область в 2013 году находилась за пределами топ-20, а отношение госдолга к доходам превышало 30%. В первом полугодии 2015-го Южный Урал занимал в федеральном ранжире 27 место, по итогам 2016 – 18-е.

Одним из проблемных вопросов для Челябинской области остаются госгарантии, составляющие значительную часть госдолга субъекта. По данным регионального Минфина, в целом на первое июня обязательства территории составляют 25,4 миллиарда рублей, при этом 14,5 млрд или 57% из них приходится на гарантии. Именно этот показатель стал сдерживающим фактором при получении областью вышеупомянутого бюджетного кредита.

Распределение средств утверждено еще в конце 2016 года на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. Однако кредит региону удалось получить только сейчас. Связанно это было с опасениями федеральной структуры относительно выдаваемых регионом гарантий. Ситуацию удалось урегулировать после того вмешательства главы региона и поездки в Москву министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына.

«Я встретился с руководством Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ. Рассказал о наших подходах к формированию бюджета, всех нюансах его планирования и исполнения. Развеял сомнение федеральных коллег на счет возможного наращивания госдолга области за счет выдачи новых госгарантий, ведь такие перспективы сегодня минимальны», – прокомментировал итоги поездки министр, подчеркнув, что на текущий год областью предусмотрено на поддержку инвесторов 12 миллиардов.

«Эта сумма – всего лишь люфт. Увеличивая программу госгарантий на 12 млрд, мы документально зафиксировали возможность дальнейшей поддержки инвесторов, оставляя за собой право выдавать их в случае крайней необходимости. Проще говоря, вписались в допустимые правилами 50%», – отметил министр.

Стоит отметить, что проблематика, сопряженная с госгарантиями, скорее, исторический для региона вопрос. Как подробно сообщала «Правда УрФО», сформированные в бытность Михаила Юревича губернатором Челябинской области механизмы поддержки бизнеса, при которых, по оценкам экспертов, «помощь получали близкие к экс-главе региона бизнесмены», привели к ряду конфликтов и существенных рисков для бюджета. В итоге, новый лидер субъекта Борис Дубровский был вынужден ввести мораторий на госгарантии. Меру отменили только в позапрошлом году.

Впрочем, с отголосками данных ситуаций регион сталкивается и сейчас. По данным Министерства финансов Челябинской области, всего 7 предприятий на данный момент имеют госгарантии: «Уралбройлер», «Уральская мясная компания», «Подовинное», «Ромкор», «Нагайбакский птицеводческий комплекс», «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» и ЧТПЗ. На последний приходится 8 миллиардов из 14 (гарантии прекращают свое действие в текущем году, в министерстве не исключают, что они будут пролонгированы).

При этом отдельные игроки, как сообщала «Правда УрФО», пытаются использовать наличие господдержки в свою пользу, активно апеллируя к ней в судах, в частности, с надзорными органами. Соответствующей практикой, например, пользуется «Уралбройлер», уже заявивший о серьезных рисках для бюджета в разбирательствах с ФНС. Аналогичные аргументы в своих судах использовала и «Уральская мясная компания», которую участники рынка относят к единому с «Уралбройлером» холдингу.

Между тем, комментируя ситуацию с госгарантиями для «Business FM Челябинск», Андрей Пшеницын отметил, что уже сформирована практика по работе в судах в спорных случаях.

«Теоретически любой инвестор может украсть деньги и уехать за границу, мы об этом даже не говорим. Естественно, будет план, который подлежит обсуждению, утверждению, и, кстати, главными в принятии решения будем не мы, а кредитное учреждение. Любой банк знает, что если, не дай Бог, наступит гарантийный случай, с нами придется еще побороться. Ведь они, если смотреть буквально, «дали деньги, кому захотели», а в случае чего платить обязана Челябинская область. Я утрирую, конечно, но такого не случится. На нас же по другим гарантиям дважды подавали в суд. И оба банка дошли до Верховного суда и проиграли. Поэтому любой банк знает, что, если вдруг наступит гарантийный случай, то просто так с Челябинской области эти деньги не снять», – дал свою оценку ситуации главный финансист региона.

Если же снова обратиться к цифрам, то рассматривая структуру госдолга с 2012 года, можно говорить о том, что доля госгарантий в нем снизилась: 5 лет назад она составляла 82%, сейчас – порядка 57.

Эксперты подчеркивают, что при этом регион не отказывается от соответствующей формы поддержки экономики, «бронируя» 12 миллиардов на данные цели. В частности, механизм, по данным Минфина, может быть использован в отношениях с новыми инвесторами завода «Уфалейникель». Напомним, в Верхнем Уфалее из-за закрытия предприятия, где ранее трудилось 2,2 тысячи человек, уровень безработицы достиг почти 12%. Сейчас прорабатываются разные варианты привлечения бизнеса на данную территорию.

По оценкам федеральных аналитиков, работа в области госгарантий, которые выдает сейчас регион, сконцентрируется на повышении эффективности механизма. «Основная работа в этом направлении, вероятно, будет основана на вычленении эффективных проектов. Не исключаю, что ужесточатся требования к получателям господдержки, чтобы отсеять как раз компании, по которым наступают гарантийные случаи», – поделился своей оценкой аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Богдан Зварич.

В целом, по словам эксперта, несмотря на положительные тенденции, которые демонстрирует Челябинская область, остается актуальным вопрос снижения объема государственного долга.

«Эту задачу никто не отменял. Даже несмотря на то, что регион заменил дорогие коммерческие кредиты бюджетными, уменьшать нагрузку стоит. В любом случае, обслуживание долга – это затраты, которые можно было бы направить на развитие экономики. Полный расчет с банковскими кредитами уже позволит выделить допсредства либо на погашение госзаимствований, либо на инвестиции. С учетом сложной экономической ситуации, которая складывалась в последние годы, и положительных тенденций, появившихся сейчас, сокращение нагрузки – это возможность накопить некоторый жирок, крайне полезный в случае реализации макроэкономических рисков. Не стоит забывать, что низкая долговая нагрузка позволяет с более уверенных позиций разговаривать с федеральным центром по предоставлению дополнительной поддержки, которая также может быть использована для развития экономики», – отметил Богдан Зварич.

Анализируя вышеописанные показатели Челябинской области, экономисты сходятся во мнении, что на данный момент можно говорить «о временной стабилизации ситуации» и относительном оптимизме. Эксперты также указывают, что об этом свидетельствуют и последние решения губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, согласно которым из региональной казны было выделено более 4 миллиардов рублей на реализацию приоритетных социально значимых программ. Как сообщала «Правда УрФО», в первую очередь профинансируют содержание дорог, реализацию инфраструктурных проектов и развитие систем здравоохранения и образования. Как подчеркивали в правительстве, «дополнительные вложения стали возможны благодаря наметившемуся оживлению в экономике субъекта».

«Правда УрФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах