Здесь нужно учитывать несколько моментов. Первое: Екатеринбург будет центром Урала – это уже предрешено. Второе: оба города сейчас идут по пути развития внутри собственных агломераций. В сферу жизни Челябинска всё плотнее включаются такие города, как Копейск, Коркино, Еманжелинск, территории соседних районов.
А в Екатеринбурге даже был проект административного присоединения городов-спутников. То есть процесс будет двунаправленным: формирование собственных агломераций и постепенное сближение друг с другом. Причем, чем ближе, тем сильнее они будут трансформироваться под взаимным влиянием. Рынки при этом будут все сильнее специализироваться. Челябинск, по всей видимости, станет транспортным центром региона – это будет город, заметно отличающийся от нынешнего.
Третье: успех и скорость интеграции будут зависеть от совершенствования рыночных механизмов хозяйствования во всей стране. И вообще объединение не только региональный процесс, но и федеральный. Например, многое будет зависеть от того, улучшится или нет состояние трассы М5. Или будет ли построена между двумя городами высокоскоростная железная дорога.
И последнее: синергетически объединение Челябинска и Екатеринбурга полезно для обоих. Но не стоит забывать, что и там, и там есть влиятельные элиты, объективно не заинтересованные в таком объединении, потому что они от него проиграют. Прежде всего это разного рода монополисты. И они всеми силами будут препятствовать этому процессу.
Сергей Гордеев руководитель научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН |