Примерное время чтения: 11 минут
146

Сергей Зырянов: «Детство Российского среднего класса кончилось»

Фото Александра Фирсова

Они породили не только надежды, но и страхи.

Свое мнение обо всем происходящем мы попросили высказать директора Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Сергея Зырянова. Известный челябинский социолог, он постоянно имеет дело с меняющимся общественным мнением и знает ему цену.

Все уже выросли?

 

- Явился ли вас как для социолога сюрпризом нынешний сезон митингов?

- Знаете, выступления тех, кого именуют несистемной оппозицией, было в фокусе нашего анализа и меня поражало упорство этих людей. Честно говоря, не ожидал, что это упорство даст столь быстрый результат в формате массовых многочисленных митингов и оперативной содержательной реакции на их требования со стороны федеральной власти.

- Что же стало пусковым механизмом и привело к такому результату?

- Я считаю, дело в том, что на протяжении всего 2011 года власть давала уклончивые ответы на вопрос о том, кто будет кандидатом в президенты России - Д. Медеведев или В. Путин. А потом 24 сентября вдруг оказалось, что договоренность о кандидате была достигнута еще в 2008 году. Часть политически активного населения обидела именно эта неудачная информационная политическая игра.

Почему власть избрала такую линию поведения объяснимо – надо было одновременно поддерживать образ Владимира Путина как перспективного политика общенационального лидера, и делать все для сохранения политического веса Дмитрия Медведева как действующего президента. Но когда 24 сентября было объявлено о решении 2008 года, то вся информационная интрига девяти месяцев 11 года стала выглядеть как лукавство. Многим людям это очень не понравилось. Это больно задело их гражданское самосознание.

- Вы сказали – часть населения. А конкретнее?

- Речь идёт об активных слоях среднего городского класса. В этом заключается один из парадоксов эпохи Владимира Путина – реализуя программу повышения благосостояния населения, он сам своей политикой создал новый социальный слой обеспеченных и критически настроенных граждан. Их немало. Летом 2011 года мы проводили опрос и выяснили, что в Челябинской области доля среднего класса составляет примерно 17%. В России, да и у нас в области он сосредоточен в крупных городах, на селе и в малых городах его практически нет.

В средних, типа Миасса и Златоуста, представители этого класса есть, но их относительно немного. Поясню, что к среднему классу я отношу людей со среднемесячным доходом на одного члена семьи около тысячи долларов, высоким образовательным и социально-профессиональным статусом. В его состав, видимо, входят и те успешные представители творческих профессий, которых называют креативным классом.

- И чем же недовольны в целом эти представители среднего класса? Многим в стране о зарплате в тысячу долларов приходится только мечтать.

- Главное требование к власти такое – давайте жить не по лжи, а по законам, которые вы сами и приняли. Если же какой-то закон несовершенен и позволяет лгать, то его надо поправить. Эти недовольные и рассерженные горожане и образовали ядро митингующих, к которому туту же примкнули все, политические группы, увидевшие возможность, используя их протест, получить для себя дополнительный политический капитал. Вокруг ядра стала образовываться политически активная оболочка и у части этой оболочки, конечно, отчетливо просматриваются только свои требования – поменять конституционный строй.

- Понимал ли Владимир Путин, что в среднем классе возникнет недовольство или же считал, что граждане должны осознавать, что обязаны своим благосостоянием именно его курсу?

- Думаю, тут было все вместе – он и понимал, что такое может произойти, и, подобно отцу большой семьи (у нас ведь, по сути, доминирует в обществе патриархальная, подданническая политическая культура), ждал слов благодарности и знаков уважения. Новый средний класс – это был его ребенок. Но дети в семье, увы, подрастают и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Да, представители среднего класса понимают, что им было дано то-то и то-то, но… Детство среднего класса в России уже закончилось.

Он повзрослел и хочет дальнейших реформ, гарантирующих ему самостоятельную жизнь в соответствии с его интересами. А, по мнению аналитиков, более успешно модернизационные процессы идут в странах, где наблюдается более частая смена политических лидеров и ротация состава властвующей элиты. Посмотрите на страны Восточной Европы и Прибалтики, где это и происходит по факту– там уровень жизни сейчас, как минимум, в полтора раза выше, чем в России. А в ряде стран СНГ, наоборот, реализуется, курс на несменяемость властвующих элит. Возможно, это и является тормозом в их развитии.

Вертикаль и горизонталь

 

- Однако в свое время нам надо было выйти из хаоса 90-х, тут частая смена власти могла сыграть не очень благую роль…

- Спорный вопрос. В свое время властвующая элита сделала ставку на выбор простого способа управления сложной социальной системой российского общества, что было названо вертикалью власти. В этом принципе простота принятия и исполнения политического решения отождествлялась с его правильностью и эффективностью. Однако, в такой огромной стране как Россия это невозможно.

Разница в условиях жизни между самым развитым и самым отстающим регионом достигает 26 раз! На первом уровне регионов, там где, образно выражаясь только одна единица сложности жизни, это управленческое решение реализуется так, как там все просто, а в тех регионах, где 26 единиц сложности условий жизни возникнет, уже полная неразбериха. И посмотрит менее четко и более сложно властные управленческие импульсы выполняется как раз в больших городах, так как это более сложные и более дифференцированные социальные системы.

- Челябинск – не исключение?

- Естественно да. К тому же у нас на митингах в декабре 2011 года, было представлено довольно много молодежи, не скрывающей свой революционный настрой. Молодежи это свойственно – её подчас кажется, что все проблемы решаются просто – надо лишь поменять все старое на желанное новое и наступит благодать. Чтобы не дать развиться этим революционным настроениям власть должна вступить в диалог с рассерженным средним классом.

Для этого необходимо открыть нашу полузакрытую избирательную систему, чтобы появилась возможность участия в выборах не только традиционных политических игроков, но и возможность самопрезентации новых политических игроков. По моему убеждению, современный политик должен править так, чтобы в результате его действий появлялись новые, яркие политики, предлагающие иные, чем он сам, подходы к решению социальных проблем. Иначе возникнет риск консервации, застоя.

- А наличие альтернатив исключает консервацию?

- Да, если речь идет о содержательных альтернативах. Это благоприятно скажется и на экономике, и на формировании гражданского общества, да и людей, ориентированных на патерналистскую модель существования в России станет меньше. Люди, надеющиеся в жизни только на помощь государства, а не на свои силы, были, есть и всегда будут. Это пенсионеры, какая-то часть бюджетников. Сейчас в России, по моему мнению, эта доля уж слишком велика – около 70 %, а надо довести её хотя бы до 30-40%.

Люди закрываются

 

- Во время кризиса некоторые проклинали рейтинговые агентства – дескать, провоцируют панику. А могут ли результаты социологических опросов повлиять на политику или экономику?

- Экономические рейтинги вычисляются агентствами по очень сложным системным показателям. Это серьёзная прикладная наука, имеющая практическое значение. Но принимает и использует озвученные рейтинги для принятия решений относительно небольшое количество людей-профессионалов, бизнесменов, управленцев, политиков. Социологические опросы, так же, как и экономические рейтинги, не обладают безусловным решающим влиянием на поведение больших масс людей. Одни им верят, другие нет. Кто-то утверждают, что результаты проплачивает заграница, другие, наоборот, уверены, что тут замешаны свои родные власти.

Соцопросы – это важный, но весьма текучий информационный инструмент, влияние которого относится к разряду слабых сигналов управления. Надо уметь им пользоваться оперативно. К примеру, как показал наш недавний опрос, более половины южноуральцев высказали за выборы губернаторов населением регионов. Но стоит провести соответствующую целевую агитационную кампанию, ряд пропагандистских акций, и мнение людей может поменяться. Проведя опрос после неё, мы получим уже другие данные – сторонников выборности губернаторов будет меньше. Социологическую цифирь следует воспринимать скорее как способ аргументации людьми своих интересов, а не как прямое руководство к действию.

- А были ли результаты соцопросов, которые вас шокировали?

- Да, было такое. Перед выборами в Госдуму, примерно за две недели, мы получили по области неожиданный результат – рост предпочтений в пользу партии «Справедливая Россия». Меня это удивило, так как не наблюдалось какого-то всплеска в её агитационной кампании, иных очевидных факторов. Мы начали искать причины появления данной тенденции, но не нашли. Тем не менее, 4 декабря, уже на выборах, результаты наших соцопросов подтвердились.

- Получается, соцопросы – это довольно точный инструмент?

- Скорее да, чем нет. Приведу пример. В электоральной социологии более точный результат дает поквартирный опрос, но сейчас люди прячутся за двумя железными дверьми: одна при входе в подъезд, другая – в квартиру. Анкетёры просто не могут проводить поквартирный опрос. Опрос на улицах обладает другим эффектом – тут люди, понимая свою анонимность, ведут себя более безответственно, могут сказать не то, что думают, а то, что первое в голову придет. В последнее время люди стали проявлять и повышенную настороженность, выбирая нейтральные уклончивые ответы. Чаще выбор делается в пользу варианта – «затрудняюсь ответить».

Таких осторожных за последние годы стало больше на 15-20%. Конформизм – другая беда нашего общества, хотя это явление присуще человеческому поведению во всех странах.

Однако, в российском обществе конформистов ¬ людей, поступающих не так, как того требует совесть и собственные интересы, а так, как поступает большинство, ещё очень много, более половины избирателей. Все эти факторы искажают получаемую социологами картину, иногда приводят к заметным ошибкам в прогнозах.

- А в чем ценность анонимности мнений?

- Базовая ценность демократической политической культуры – право на тайну голоса. Подобная защищённая правом политическая анонимность – весьма ценное условие существования гражданского общества и демократического правового государства. Есть люди открытые, готовые к политической публичности, они могут хоть на многотысячном митинге сообщить о том, за кого голосовали. Но уверен, что для большинства вопрос: «За кого вы голосовали?» - очень личный. Здесь без права на тайну голоса никак не обойтись.

При проведении социологических опросов мы получаем искренние ответы только от части избирателей. Много тех, кто отказывается отвечать на вопрос, за кого он будет голосовать. Это естественно смазывает правильный расклад голосов. Человек невольно может поддаться влиянию мнения анкетера или того, кто присутствует при анкетировании. Но в кабинке для голосования, наедине с собой, он свободен и сделает свой выбор, который трудно просчитать социологам. Однако, это его право на политическую свободу.

Досье

Зырянов Сергей Григорьевич,

1950 г.р. родился в с. Сосновском Каменско-Уральского района Свердловской области,

2008 - доктор политических наук

2011 - профессор

С 1992 - директор филиала Уральской академии государственной службы в г.Челябинске (ныне – Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ)

С 1990 года - председатель бюро Челябинского областного отделения Российского общества социологов.

Член политического экспертного консультативного совета при полномочном представителе Президента в Уральском федеральном округе.

Член Общественной палаты Челябинской области.

Член – корреспондент Академии политических наук.

Почетный профессор Европейского университета

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Лауреат премии «Признание».

Главный редактор научного журнала «Социум и власть».

Основатель и руководитель Информационного Социологического Центра «Зырянов и партнеры».

Имеет более 200 научных публикаций.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах