Депутаты Законодательного собрания Челябинской области приняли в первом чтении бюджет на 2011 год. Впереди ещё два чтения, но есть все основания полагать, что уже с первого квартала будущего года исполнительная власть сможет работать в соответствии с основным финансовым документом региона.
Бюджет по-прежнему останется дефицитным - более чем на 6 миллиардов рублей. Однако по сравнению с прошлым годом дефицит уменьшится на 43%, что уже можно считать неплохим достижением.
Обязательства будут выполнены
С основными положениями нового бюджета депутатов ЗСО ознакомил министр финансов области Андрей ПШЕНИЦЫН.
Проект областного бюджета на 2011 год был подготовлен на основе умеренного варианта прогноза социально-экономического развития области. Доходы областного бюджета в 2011 году запланированы в сумме 77 миллиардов 503 миллионов рублей - прирост к первоначальному плану 2010 года составит 27%. Что касается расходов, то они составят 83 миллиарда 688,1 миллиона рублей или на 16% больше первоначального объёма на текущий год.
Львиную долю доходов областного бюджета на 2011 год составят собственные поступления - как за счёт налогов, так и из других источников. Основными доходными источниками будут: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы.
Кроме того, поступят значительные средства из федерального центра - 13 миллиардов 537,5 миллиона рублей. Это на 11% больше, чем в прошлом году.
Депутаты Законодательного собрания области согласились с тем, что главными приоритетами при разработке бюджета должны стать полное финансовое обеспечение всех принятых обязательств области; усиление инвестиционной направленности расходов с целью повышения роли бюджета в стимулировании экономического роста, упор на выполнение социальных обязательств. Свыше 70% расходов - это именно социально ориентированные статьи бюджета: образование, здравоохранение, социальная политика, спорт и культура. Учитываются рост цен и тарифов, изменение численности южноуральцев, имеющих право на различные льготы и выплаты.
Наибольший объём средств бюджета будет направлен на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплату детских пособий, мер социальной поддержки работников сельской местности, помощь государства приёмным семьям, финансирование детской оздоровительной кампании.
Фонд оплаты труда работников областных бюджетных учреждений определён исходя из его увеличения с 1 сентября текущего года на 10%. С учётом планов по повышению заработной платы в бюджетной сфере на федеральном уровне с 1 июня 2011 года на 6,5% в областном бюджете предусмотрен резерв на реализацию аналогичных решений губернатора и правительства области.
Кроме того, в соответствии с решением федеральных органов власти произведена индексация окладов сотрудников милиции общественной безопасности с 1 января 2011 года на 6,5%. Расходы на выплату стипендий учащимся запланированы с повышением с 1 сентября 2011 года также на 6,5%.
Одним из главных направлений станет развитие системы здравоохранения области. Предполагается выделить на эту цель на 20% больше средств (11 миллиардов 864,2 миллиона рублей), чем годом ранее. Это вполне согласуется с провозглашённой в целом по стране кампанией по модернизации здравоохранения. Уже известно, что из Москвы область получит в течение двух лет от 8 до 9 миллиардов рублей. Средства пойдут на ремонт помещений - 3,4 миллиарда, закупку самого современного оборудования - 4,6 миллиарда, информатизацию - 600 миллионов.
Под модернизацией подразумевается не только поставка оборудования. Стоит задача информатизации всей системы здравоохранения - это значит, что пора забыть о привычных всем пока толстых медицинских картах, об изнуряющих очередях с талончиками. Как пояснил председатель комитета по социальной и молодёжной политике, культуре и спорту Александр ЖУРАВЛЁВ, Законодательное собрание области обязуется без промедления принимать законопроекты, необходимые для полноценной реализации проекта в регионе. В результате область должна от медицины больных перейти к медицине здорового человека.
Подобная стратегия невозможна без должного внимания к развитию спорта. В связи с планируемым строительством и реконструкцией физкультурно-оздоровительных комплексов в 2011 году на 43% увеличится финансирование спортивной отрасли.
Не выживание, но развитие
Пожалуй, одной из главных особенностей нового бюджета является то, что его можно назвать первым посткризисным бюджетом области. Из статей расходов ясно видно, что экономика региона пошла на поправку. Речь идёт не о выживании, а о дальнейшем развитии.
Так, впервые после кризиса увеличится инновационное вложение в строительство дорог, спортивных и медицинских объектов, поддержку сельского хозяйства и модернизацию коммунального хозяйства. Доля средств, направляемых на поддержку отраслей экономики, увеличена с 15 до 20% и составит 17 миллиардов 377,1 миллиона рублей. В результате выделения областных и федеральных средств финансирование дорожного хозяйства увеличено в 2,7 раза и составит 7 миллиардов 808,5 миллиона рублей. Поддержка сельского хозяйства составит 2 миллиарда 175,7 миллиона рублей с приростом 64%. Финансирование ЖКХ запланировано с приростом 22%.
Как и прежде, областной бюджет будет помогать бюджетам муниципальных образований, не секрет, что положение с финансированием везде разное. Примечательно, что некоторые города и районы могут рассчитывать и на поддержку из Москвы - так, Сатка заручилась федеральным финансированием за счёт того, что удачно защитила свой проект модернизации в рамках программы развития моногородов.
Существенных возражений у депутатов ЗСО по данному проекту бюджета не было, он был принят в первом чтении. Предполагается, что в конце ноября на очередном заседании проект бюджета удастся рассмотреть во втором и третьем чтениях, так что правительство сможет в самые ближайшие сроки получить утверждённый главный финансовый документ.
Также на первом заседании депутаты успели рассмотреть и ряд других важных вопросов, в том числе о расширении полномочий действующего при Законодательном собрании экспертного совета по противодействию коррупции. Теперь совет может проводить экспертизу нормативно-правовых актов. Возглавил экспертный совет председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семён МИТЕЛЬМАН.
В ожидании роста
Председатель Законодательного собрания области Владимир МЯКУШ не скрывал, что доволен результатами второго заседания. На сегодняшний день принятие бюджета на 2011 год - одна из основных задач, стоящая перед депутатами. Спикер напомнил, что проект прошёл процедуру обсуждения на публичных слушаниях, был размещён на официальном сайте ЗСО, а для сбора предложений в проект рекомендаций публичных слушаний в областном парламенте работали телефоны горячей линии. Были учтены многие пожелания и замечания, не только депутатов, но и рядовых граждан.
- Важной особенностью этого документа является снижение дефицита бюджета, - заметил Владимир Мякуш. - Главный финансовый документ Челябинской области на следующий год позволит нам решить многие экономические и социальные задачи, придать дополнительный импульс развитию Южного Урала, а значит - улучшить благосостояние жителей области. Не случайно, что будущий бюджет можно назвать социально ориентированным.
Не исключено, что по отдельным статьям расходы будут увеличены - напомним, что документ составлялся, исходя из умеренного варианта социально-экономического развития области. Однако есть все основания предполагать, что экономика региона покажет лучшие результаты - к тому есть все предпосылки.