Сегодня очень часто в магазинах и прочих торговых точках проводят розыгрыши, в которых главными призами организаторы заявляют автомобиль, дом или путевки на отдых. «АиФ-Челябинск» рассказывает, на что обратить внимание, чтобы желанный выигрыш не обернулся разочарованием.
Важна форма
Решив принять участие в конкурсе с ценными призами, нужно понять, какую правовую форму имеет розыгрыш: от этого зависят полномочия и обязанности как организатора, так и потребителя. А у победителя розыгрыша, как правило, возникает обязанность заплатить налог на выигрыш, даже если магазин о нем не предупредил или заявил обратное.
Можно выделить три ключевые формы розыгрышей:
Публичный конкурс - это обещание выплатить награду тому, кто наилучшим образом выполнит определенную работу или достигнет иных результатов и будет признан в соответствии с условиями проведения конкурса его победителем. (статья 1057 Гражданского Кодекса РФ). При этом правила участия и иные существенные условия регламентируются организаторами, потребители оповещаются о них заранее.
Лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. Лотереи регламентируются отдельным федеральным законом (№ 138-ФЗ от 11.11.2003 г.) Магазины крайне редко используют эту форму, потому что все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства РФ.
Стимулирующая лотерея - в торговле наиболее популярна, особенно с 2014 года. Отдельного закона нет, регламентируется статьями закона о рекламе и налоговым законодательством. Риск отсутствует, гражданин добровольно выполняет заданные незамысловатые условия организатора, а победитель определяется случайным образом. Для участника важно помнить, что правила и порядок выдачи приза в этом случае определяет сам магазин, а налог на выигрыш составляет не 13 %, а 35 % от рыночной стоимости приза.
На сегодняшний день стимулирующая лотерея фактически приравнена к разновидности рекламной акции (кампании), на которую не распространяются положения Закона N 138-ФЗ. Проведение рекламных акций (кампаний) в виде стимулирующих лотерей является предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». То есть фактически розыгрыш в магазине может быть похож на классическую лотерею либо рекламироваться как конкурс, однако де-юре проводится как стимулирующая лотерея.
Главной задачей стимулирующей лотереи является формирование интереса потенциальных покупателей к товарам (работам, услугам) организатора соответствующего мероприятия, а не извлечение прибыли. Поэтому розыгрыши очень часто проводят на безвозмездной основе, но потребителю не раскрывают все карты, потому что у победителя стимулирующей лотереи возникает обязанность самостоятельной уплаты налога на выигрыш.
Победил и остался должен
Организация (магазин, салон и прочие торговые точки) в конце года при сдаче отчетности уведомляет налоговый орган о том, что выдал приз «в натуре» и не имел возможности взыскать НДС с потребителя. При этом самому победителю магазин может и не говорить, что у него появилась обязанность подать декларацию и заплатить налог.
Именно поэтому следует взвесить за и против, прежде чем забрать свой приз. Возможно, что его стоимость завышена, либо, например, путевка на отдых как главный приз - дешевая, но условия некомфортные и невыгодные с учетом уплаты налога.
Чтобы понять, какую сумму придётся заплатить в виде налога, нужно из рыночной стоимости приза вычесть 4 000 рублей (эта сумма не облагается налогом) и вычислить от оставшейся суммы 35%.
Указывать свой доход от выигрыша нужно в декларации за год, следующий за годом выигрыша. Например, если приз был получен в 2018 году, то указать его нужно в декларации, поданной до 30 апреля 2019 года, а оплатить – до 15 июля 2019.
Не платить нельзя, потому что доход получен, и налоговая служба об этом знает. Спустя год спорить с магазином о том, что он не раскрыл информацию - бессмысленно.
С ФНС можно поспорить о том, что потребитель не обязан сам подавать декларацию, если выиграл в стимулирующей лотерее, ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ от 14.11.07 за номером 03-04-06-01/392 «Об исчислении НДФЛ с доходов от участия стимулирующей лотерее», в котором указано, что при участии в СЛ обязанности о самостоятельном декларировании дохода на выигрыш, установленной пп.5 п.1 ст.228 НК РФ, у гражданина не возникает.
Но на основании п.1 ст.119 НК РФ будет легальный штраф в размере 5% от неуплаченного налога в связи с неподанной декларацией. Штраф лимитирован: не меньше 1000 рублей, и не более суммы, равной 30 % от неуплаченного налога.
Поэтому основания розыгрыша и рыночную стоимость приза нужно выяснять заранее и не просто на словах, а документально. Цену приза, например, подтверждает первичный бухгалтерский документ: кассовый ордер, чек или иная официальная документация, где установлена стоимость приобретения приза для розыгрыша (договор и квитанция об оплате).
Однако есть два случая, когда налог победителю платить не придётся: если приз был выдан в денежном эквиваленте (тогда магазин обязан удержать сумму налога) и если стоимость приза меньше 4 тысяч рублей.
Кстати, для классической лотереи сумма налога рассчитывается по-другому: она равна 13 % вне зависимости от формы получения приза. В случае, если стоимость выигрыша превышает 15 тысяч рублей, оператор сам отчитывается перед налоговой и удерживает НДФЛ.
Кто поможет?
В ситуации, когда вы уже приняли участие и выиграли, но приз был заменен или не выдан, то за помощью можно обратиться в следующие инстанции:
- Роспотребнадзор, где вам бесплатно составят письменное заявление в магазин для выяснения существенных условий розыгрыша;
- В полицию следует обратиться, если вас принуждали участвовать, шантажировали после победы и/или в результате обмана вы понесли существенный ущерб;
- Прокуратура, где можно инициировать проверку как по факту мошенничества, так и в целях защиты прав потребителей.
Но основной и самый действенный способ – это обращение в территориальное УФАС. Именно управление федеральной антимонопольной службы уполномочено проводить внеплановые проверки по заявлению граждан для установления факта нарушения законодательства о рекламе, которым регламентируется стимулирующая лотерея. Штраф для организации в случае признания рекламы недостоверной составляет от 100 тысяч рублей.
В заявлении (сообщении) о недостоверной рекламе следует изложить свою ситуацию и приложением оформить документы, подтверждающие факт незаконности розыгрыша. В качестве доказательств могут быть использованы аудио/видео записи, переписка с сотрудниками магазина и иные подтверждения, что магазин отказал в раскрытии существенных условий розыгрыша, не выдал приз в обещанный срок (если срок не был установлен, то приз должен был быть выдан в разумный срок) или заменил заявленный приз, не уведомив вас о такой перспективе в начале.
Контролирующий орган проведет проверку, которая длится 30 календарных дней с момента регистрации заявления. Заявление можно подать через сайт УФАС по форме, через электронную почту либо лично путем передачи в канцелярию.
В случае установления нарушений УФАС вынесет предписание и привлечет к ответственности организатора розыгрыша. И тогда шансы взыскать свой ущерб и моральную компенсацию возрастают, потому что в суде УФАС будет привлечено как третье лицо.
Кстати, в основу данной статьи легла реальная история автора, победителя розыгрыша, не получившего обещанный приз. И в настоящее время челябинское УФАС проводит проверку по факту недобросовестной рекламы магазина косметики о розыгрыше тура в Эмираты. Помните, что ваши права имеют границы, и бесплатный розыгрыш не является легким основанием для их нарушения.