Новая схема мошенничества набирает обороты в Челябинске. Злоумышленники берут займы через Интернет, используя информацию из чужих паспортов.
Откуда ждать подвоха?
О кредитном бремени пострадавшие узнали от коллекторов. Изумлённым «заёмщикам» на другом конце провода называли их имя и фамилию, другие персональные данные. В такой ситуации оказались уже семь челябинцев. Сумма числившегося за ними кредита разнится - от нескольких тысяч до 30 тысяч рублей. При анализе ситуации выяснилось, что все займы были оформлены через Интернет.
«У мошенников оказалась копия паспорта, остальная информация была сфабрикована. Сделки провели посредством интернет-подписи, - рассказывают эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков». - На телефон приходило SMS-сообщение с кодом, который они вносили в договор, что приравнивалось к подписи гражданина. После чего деньги перечислялись на указанные реквизиты. Подлинность данных не проверяли».
Брать займы на выбранную жертву злоумышленникам удавалось по нескольку раз. Поначалу мошенники возвращали долг, создавая хорошую кредитную историю. Но как только микрофинансовая организация одобряла клиенту внушительную сумму займа, они исчезали. Около года по неплатежам начислялись проценты. Затем МФО по паспортным данным всё-таки нашли настоящие телефоны ничего не подозревавших «заёмщиков». Некоторых из них коллекторы требуют вернуть уже по 70-90 тысяч рублей.
«Все договоры оказались оформлены в разных финансовых организациях, но более тщательный анализ выявил, что пострадавшие ранее купили в кредит бытовую технику в одном и том же магазине. Посредником в сделках выступал достаточно крупный банк, - рассказала Софья Неберо, юрист Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг в Челябинской области. - Судя по всему, специалисты одной из сторон оказались недобросовестными. Сейчас версию проверяют в полиции. От такой ситуации не застрахован никто, пока не произойдут изменения на законодательном уровне. Поэтому южноуральцам нужно внимательнее относиться к своим персональным данным, в частности не оставлять в залог паспорт».
Микрофинансовые организации оказались в этой истории жертвой, констатирует юрист, но они сами идут на такой риск. Во-первых, МФО не могут выдавать в одни руки больше 15 тысяч рублей. Во-вторых, с 29 марта закон обязывает их иметь банк-партнёр, который проверит надёжность заёмщика. Но на деле заём легко оформляется в Интернете с помощью проверочного сообщения на указанный телефон. Электронную цифровую подпись никто не просит. Кстати, узнать, взяли ли мошенники на вас кредит без вашего ведома, по словам Неберо, достаточно проблематично. Для этого надо запросить информацию в бюро кредитных историй, а таких бюро в России насчитывается свыше двадцати.
Кто вернёт деньги?
Мошенники продолжают снимать деньги с банковских карт, пользуясь невнимательностью, доверчивостью и неосведомлённостью их владельцев. Так, в регионе набирает обороты схема, по которой злоумышленники предлагают получить компенсацию за ранее приобретённые товары или оказанные услуги. Звонящие представляются работниками кредитной организации, сотрудниками адвокатской палаты Челябинской области или судебными исполнителями. Мошенники говорят, что для получения компенсации сначала нужно заплатить некий налог, госпошлину или страховой вычет. Для убедительности преступники упоминают в разговоре адрес банка и даже готовы направить копии служебного удостоверения или судебного решения. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными, а деньги переводятся на счёт физлица.
Другой популярный вариант мошенничества - СМС-сообщение о блокировке банковской карты. Жертву, перезвонившую по номеру, указанному в сообщении, соединяют якобы с представителем банка. Тот пытается выведать данные карты, включая PIN-код, либо старается побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.
Ещё держателям карт нередко предлагают вложить деньги в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом средства следует перевести на счёт некоего финансового представителя. Естественно, он вымышленный и связаться с ним после перевода уже не удастся.
«Проявляйте бдительность и не реагируйте на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, в том числе для получения разного рода призов, - советует Ольга Лазарева, начальник сводно-экономического отдела Челябинского отделения Банка России. - Прежде чем принять решение, связанное с расходами, внимательно обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками. Перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных людей. А при получении СМС-сообщения о блокировке карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего её, по телефонам, указанным на карте. Свой PIN-код нельзя сообщать даже сотрудникам банка!»
Помните, что, если клиент уведомил банк о хищении со счёта средств не позднее следующего дня, ему обязаны вернуть потерянные деньги по статье 9 закона «О национальной платёжной системе». Но если инцидент произошёл из-за неправильных действий самого клиента (например, он сам сообщил свои персональные данные злоумышленникам), это правило работать не будет.