Примерное время чтения: 5 минут
565

Деньги на бочку. Инженер из Пласта реанимирует дедовское ремесло

Фото Анны Клаксон

Вячеслав Дьячков, который к тому моменту дослужился до генерального директора, встал на учёт в службе занятости. А наше государство тогда давало карт-бланш безработным, но мыслящим гражданам: придумываешь бизнес, сочиняешь бизнес-план, защищаешь его - получаешь безвозмездно 58 тыс. рублей. Вячеслав придумал: бондарное производство.

Ковши плюс кадки

Звучало так круто и экзотично, что директор Пластовской службы занятости лично переживал, чтобы у Дьячкову всё одобрили. Делать ковши и кадки - это вам не ларёк открыть.

Технарь до мозга костей, Вячеслав блестяще защитил бизнес-план по созданию бондарного производства. До этого момента о своём новом бизнесе экс-директор завода знал, что лично он сможет сделать деревянный ковшик.

Однажды он с помощью рубанка и ножовки сотворил его за несколько вечеров, просто из любопытства. Ещё у бывшего генерального директора был некий запас теоретических знаний, из правильного места растущие руки и инженерно устроенные мозги.

На 58 тыс. рублей Вячеслав купил ленточную пилу, универсальный деревообрабатывающий станок и устроил мастерскую в деревянном домике, который некогда был семейной усадьбой. То есть деда-бондаря у него не было, и до всех хитростей Дьячков доходил самостоятельно.

- Ну, кто-то когда-то сделал же первый ковш! И без всяких книжек, - разумно рассудил Вячеслав.

Число пи в круге

 

Когда-то заурядное деревенское ремесло исчезло, утратилось, истребилось, как и многие другие душевные промыслы. Дед-бондарь не передавал ремесло отцу, а тем более отец - сыну. Старики, помнившие, как мастерить, потихоньку умирали, а с ними и бондарное дело. Хотите купить кадку заквасить капусту? А нету, не делает никто. Промышленность победила кустарей-одиночек. Капусту стали квасить в стиральных машинах, огурцы солить - в стеклянных банках, банные веники - вымачивать в пластмассовых тазах, а про вино и говорить нечего: о винных бочках мы разве что читали в книгах про пиратов. Но прогресс - прихотливая штука: пластмасса, модная когда-то, как кримплен, стала некрасивой дешёвкой.

Людям захотелось окружить себя чем-то тёплым, рукотворным, правильным. Вячеслав, конечно, не думал так масштабно, он просто решил, что кадки для капусты и ушаты для бани народ покупать будет. Сделал первую партию ушатов и развёз по челябинским магазинам, торгующим банной утварью. Так потихоньку дело пошло.

В домике, ставшем мастерской, тепло, пахнет печкой, деревней и стружкой. В углу сосновые доски, высохшие. В комнатке площадью примерно 25 квадратных метров установлены два серьёзных промышленных станка, вдоль стенки - длинный верстак с маленькими и большими приспособами, которые называются «сам придумал». Вячеслав надевает фартук из грубой ткани и музыкальные наушники. К станку подсоединяет пылесос, чтобы стружку засасывать, а не распылять по дому. Кладёт под пилу сосновую дощечку - и пошла работа. Так получаются клёпки - палочки-заготовки, из которых потом собирается кадка, или бочка, или ковш.

 

Чтобы эти клёпки, как приклеенные, держались друг за дружку и образовывали нерушимый круг, они должны быть определённым образом выструганы. То есть одна из сторон должна быть спилена под точно вычисленным углом, иначе - щели и чепуха вместо кадки. Ширина клёпки - это тоже величина строгая, иначе круг не замкнётся: по длине окружности встанет только определённое, заранее вычисленное количество палочек. И угол соприкосновения клёпок, и их количество в круге Вячеслав высчитывал на калькуляторе, с применением числа пи, чем нас поразил до глубины души. Как обходились без калькулятора наши предки-бондари, совершенно непонятно.

Настрогав клёпочек, Вячеслав аккуратно ставит их одна к другой, плотненько вгоняет в круг, поддерживая сверху обручем. Потом он выпилит изнутри паз, вставит в него донышко, собранное из дощечек пошире, потом обнимет кадку обручами из нержавеющей стали, подшкурит - и готово. Это мы очень поверхностно описываем производственный процесс. До каждой мелочи приходилось бондарю из Пласта доходить самому. Кадки, шайки для запаривания веников, ковши, обливные устройства для бань Вячеслав делает теперь лучше, чем кто-либо из уцелевших бондарей области. Самый большой его заказ - купель на 200 литров для одного из SPA-салонов Магнитогорска.

- Конечно, было бы круто заняться ещё и винными бочками, - мечтательно говорит Дьячков. - Но их делают из дуба, сосна наша никак не годится. Дуб на Урале - дерево редкое, его надо везти с юга, но тогда бочка станет золотой, сами понимаете.

Дьячков планирует со временем расширить свой малый бизнес до среднего: арендовать цех, прикупить средств производства ещё тысяч на сто, нанять рабочих, обучить их. И тогда в каждом доме у хозяюшки будет своя кадка для капусты, а то и две. Не считая банных шаек и ковшиков.

Кстати

Квасить капусту, солить огурцы и помидоры в деревянных бочках, как когда-то в старину, стало в конце нулевых годов XXI столетия очень модной темой. С одной стороны, экзотика, с другой – натурально и как-то душевно. Дерево передаёт продуктам и запах, и энергетику, капуста не киснет, а огурцы не плесневеют. И совершенно другие на вкус!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах