Примерное время чтения: 12 минут
45

«Царская» проверка.Местных чиновников ждёт экзамен на эффективность

Никита Кричевский, экономист

Пожары обнажили пустоту кошельков местных бюджетов: нет денег на техоснащение, зарплату огнеборцам, больницы и т. д. и т. п. Но вместе с отсутствием денег оголилась и другая проблема - иждивенческая психология многих из тех, кто этими кошельками управляет.

Про «бедность»

Реформа местного самоуправления длится в России без малого двадцать лет, а система по-прежнему спотыкается. Причины? Низкая квалификация муниципалов, хронический дефицит местных бюджетов и, конечно, всё разъедающая коррупция. Но главный корень бед таится не в политике и экономике, а в том, что хозяина на местном уровне нет. Настоящий хозяин попрошайничать или воровать не станет.

Денег в бюджетах муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений) действительно не хватает. В прошлом году из 2388 млрд руб. местных доходов 59,7% обеспечили федеральные и региональные поступления. Вторым по значимости источником доходов служат отчисления от сборов налога на доходы физических лиц (НДФЛ): они составили 20,7% доходной части. А вот неналоговые доходы, которые как раз и показывают эффективность работы муниципального начальства (использование муниципального имущества, предпринимательская деятельность), принесли всего 10,2% средств! Не здесь ли «собака зарыта»? Зачем тратить силы на развитие муниципального предпринимательства, создание производственных муниципальных унитарных предприятий, стимулирование деловой активности, если муниципальные помещения за откат, конечно, можно сдать в аренду «друзьям», муниципальное имущество продать своему «подкожному» бизнесу, а земельные участки под строительство выделить родственникам федерального или регионального начальства? Зачастую именно так местные руководители и собственный карман наполняют, и пятую точку от неприятностей прикрывают.

Население? Ах да, население! О нём многие местные чиновники думают всё свободное от решения собственных вопросов время. Правда, на людей денег не хватает, федеральный центр зажимает. Потому в 2009 г. по сравнению с 2008 г. муниципальное финансирование ЖКХ сократилось на 7,3%, а здравоохранения и спорта - на 7,2%. Рост на 5,4% местных расходов на образование вводить в заблуждение не должен - в стране действует нацпроект, значительная часть средств которого направляется в муниципальные школы. С 2011 г. налоговые доходы местных бюджетов возрастут автоматически, поскольку увеличат отчисления тем, кто платит единый сельхозналог и единый налог на вменённый доход (берётся с малого бизнеса). Чем не очередная причина для бездействия местных царьков?

Про зарплаты

На конец 2009 г. по стране насчитывалось более 1 млн 670 тыс. чиновничьих душ. Из них в муниципалитетах, не щадя живота своего и исключительно во благо местного сообщества, трудилась почти треть крючкотворов. По данным Росстата, в 2009 г. их средняя зарплата на 15,8% превысила среднюю по стране. Несложный подсчёт позволяет вычислить общую сумму, которая пошла на оплату труда муниципальных служащих, - 144,7 млрд руб., или 67,7% всех управленческих расходов. Иначе говоря, в прошлом году муниципальные чиновники «съели» 5,9% совокупного местного бюджета страны. В коня ли корм? Едва ли: вспомните зимние коммунальные аварии, помяните каким хотите словом муниципальную медицину, порассуждайте о предпринимательском климате на местах. Про тарифы ЖКХ, очереди в местных конторах, сувениры, взятки, подношения говорить и вовсе, извините, обрыдло.

Про будущее

Положение в абсолютном большинстве российских муниципалитетов, как говорится, аховое. Тем не менее есть на российских просторах муниципальные образования, где дела идут очень даже неплохо. Таких счастливчиков мало (в 2009 г. без финансовой помощи обходились 215 муниципалитетов, а у 3562 доля внешних бюджетных поступлений составляла менее 30%), но именно на них нужно равняться главам остальных команд: проявлять инициативу и умело пользоваться имеющимися конкурентными преимуществами. Да и федеральные модернизационные программы, такие как энергоэффективность или энергосбережение, могут существенно уменьшить расходы муниципалитетов на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, строительство, модернизацию местных дорог, наконец.

Впрочем, это в перспективе, а пока на местном уровне нужно готовиться к аномально холодной зиме, «плановому» повышению тарифов естественных монополий и росту цен на основные продовольственные товары. Предстоящая зима станет для созданной конструкции местного самоуправления реальной проверкой на прочность.

Доходы, расходы местных бюджетов-2009 в млрд руб.

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

Налоговые

поступления, из них:

719,8

Управление,

в том числе:

213,6

налог на имущество физлиц

14,2

заработная плата

144,7

земельный налог

88,3

ЖКХ

447,2

отчисления от НДФЛ

494,6

образование

886,3

неналоговые

доходы, в том числе:

243,5

культура

95,1

доходы от муниц. имущества (аренда)

118,8

здравоохранение и спорт

278,7

доходы

от приватизации муниц. имущества

49,8

социальная

политика

191,9

межбюджетные поступления

1424,7

прочие расходы

327,5

Всего

2388,0

Всего

2440,3

   

Дефицит

-52,3

Источник: Минфин России

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах