Примерное время чтения: 8 минут
2921

Страх и слёзы. Кто и почему унижал первоклашек из Златоуста

АиФ-Челябинск №22 01/06/2016
Татьяна Порсева отказалась разговаривать с корреспондентом «АиФ-Челябинск».
Татьяна Порсева отказалась разговаривать с корреспондентом «АиФ-Челябинск». / фото Александра Фирсова / АиФ

Учебный год окончен, но скандал с классным руководителем 1 «а» класса златоустовской школы №10 с углублённым изучением иностранного языка не затихает. После новости о методах воспитания детей в учебном заведении несколько родителей перестали водить детей на уроки, а одной из первоклассниц понадобилась помощь психотерапевта.

Честь мундира

Анонимку на заслуженного учителя в мае написала мама одной из учениц. Прокурорская проверка показала: Татьяна Порсева задавала чересчур сложные задания, урезала перемены, но самое страшное – обращалась с детьми грубо и пренебрежительно, унижая человеческое достоинство и допуская физическое воздействие.

На педагога завели дело за ненадлежащее исполнение обязанностей. В Златоуст нагрянула проверка из областного центра. Но первый замминистра образования и науки региона Елена Коузова и областной уполномоченный по правам ребёнка Ирина Буторина в один голос заявили: Татьяна Леонидовна производит впечатление адекватного и хорошего специалиста. Не спешить с выводами призвал и детский омбудсмен Павел Астахов, а экс–министр образования России Андрей Фурсенко заявил, что возбуждать «уголовку» из–за подзатыльников – ненормально.

Порсеву отстранили от занятий, но через пару дней она вернулась в школу. Прокурор Челябинской области Александр Кондратьев посчитал собранные материалы недостаточными, а выводы дознавателя необъективными. Дело закрыли. Услышав такое, родители снова обратились в надзорное ведомство с просьбой пересмотреть решение. Жалобу подписали 14 человек. Шесть из них подали заявления на возбуждение уголовного дела в МВД.

Девочка для битья

По мнению прокуратуры, больше всех пострадала Аня Соколова. Она рассказала дознавателю и психологу, что за плохо выученное стихотворение про комсомол учительница ставила её в угол, за ошибки в примерах локтём надавливала на ладошку, пока девочка не заплакала, а обыграв первоклассницу в шашки, швырнула в неё деревянной доской, куда складываются фигуры. На груди у ребёнка действительно имеется пятисантиметровый шрам. На опросе в полиции выяснилось, что Порсева сделала из девочки, по сути, личную служанку – обязала в столовой убирать за ней посуду и мыть её чайную чашку.

«Часто Татьяна Леонидовна произносит мою фамилию неправильно: говорит «Ссыколова», хотя я Соколова, – записал слова Ани в протоколе дознаватель. – Я знаю, что она может и правильно, я слышала. Ещё на одну девочку она говорит «Кисина», хотя у неё фамилия … (другая. – Ред.). Учительница делает это специально. Мне очень обидно».

Ходить в туалет во время урока семилетним детям было запрещено (об этом запрете рассказывают и другие ученики, которые уже окончили начальную школу. – Ред.). Аню не выпустили в туалет, даже когда она попросилась туда, сказав, что у нее болит живот. Её вырвало прямо на парту.

«Дочь постоянно чего–то боится, её мучают ночные кошмары, – рассказала нам мама девочки Мария Соколова. – Лекарства, выписанные в психоневрологическом диспансере, не помогают, врачи говорят, что нужна продолжительная реабилитация. К неврологу ходят и другие дети из класса».

«Подать заявление в полицию не могу, так как сын замкнулся, отказывается говорить. По словам врачей, это защитная реакция от стресса, – вздыхает мама ученика этого класса Юлия Захарова. – В большинстве случаев свидетелей насилия нет. Учительница оставалась с каждым один на один. Но выходили дети уже со слезами и опухшими ушами».

«Психологу дочь призналась, что учительница таскала её за уши, как бы невзначай стукнула кулаком вместе с тетрадкой по лицу. Такое наказание следовало за ошибки в заданиях и то, что мой ребёнок бегал на переменках вместо положенной игры в «ручеёк», – рассказывает Татьяна Зиминкова. – Мы действительно подозревали о жёстких способах воспитания, но не могли и подумать о физической расправе над детьми».

В туалет – нельзя. Плакать – нельзя

Родители характеризуют Порсеву как харизматичного и властного человека. Как они говорят, на школьных собраниях ей удавалось обвинить практически каждого из них, в том числе и тех, чьи дети учатся на одни пятёрки. Упрекала в неправильном воспитании, учила, как надо жить. Как уверена Мария Соколова, взрослые также подвергались её давлению, уходили униженные.

Уже в сентябре из–за конфликта с учительницей своих детей из первого класса забрали три мамы. Родители несколько раз жаловались руководству образовательного учреждения. После этого каждый раз созывалось собрание, на котором их отчитывали и, по их словам, обливали грязью. Желание продолжать спор тут же отпадало. Десятая школа в Златоусте считается элитной, берут туда по конкурсу, параллельные классы уже переполнены, поэтому ради хорошего образования детей взрослые продолжали мириться с происходящим. А дети молчали как партизаны.

«Я хотела заплакать, так как мне было больно, но плакать нельзя, – описывает дознавателю Аня Соколова инцидент с шашками. – Маме я об этом не рассказывала, потому что нельзя рассказывать то, что происходит у нас в классе. Так учит Татьяна Леонидовна. Когда мы только начали учиться, она нас заставила выучить: «Татьяна Леонидовна строгая, но справедливая!» Это мы хором повторяли каждый день по десять раз. После Нового года мы выучили фразу: «Родителям ничего не рассказывать!» Так тоже десять раз. Но никакая она не строгая и справедливая. Она просто строгая и злая».

«После фразы девочка сложила руки на груди крест–накрест, опустила голову и чуть не заплакала», – так записано в протоколе опроса.

Детям внушали, что их родители непутёвые, а старается ради них только учитель.

Сразу после скандала в школу по заявлению родителей перестали ходить восемь детей. На опрос явились 22 из 26 первоклашек. Некоторые родители встали на защиту учительницы, например сотрудник городской администрации. Передумала писать заявление и мама, подавшая первую анонимку. Наверно, испугалась. Будет ли повторно возбуждено уголовное дело, во многом зависит от результатов психолого–психиатрической экспертизы, которую в Челябинске прошла Аня Соколова. Решение огласят 1 июня, в День защиты детей.

Южноуральские педагоги тем временем в приватных беседах осуждают методы Порсевой. Многие уверены, что у 55–летней учительницы за столь продолжительную карьеру произошло эмоциональное выгорание, профдеформация. Однако публично осудить коллегу они не решаются.

P.S. На днях в коттедже учителя Порсевой произошёл пожар. Она считает, что это был поджог, а в МЧС говорят, что в дом ударила молния.

Комментарий правозащитника

Наталья Гусева, в прошлом педагог, ныне – юрист златоустовской женской общественной организации «Гражданская инициатива»:

«Порсева известна двойными стандартами. Она принимала в класс детей с громкими фамилиями, чьи мамы и папы занимают руководящие посты. А затем организовывала с них поборы. Родители выпускников прошлых лет сейчас пишут, что Татьяна Леонидовна до сих пор названивает им с напоминаниями о предстоящих праздниках и желанием получить подарок. Презент марки Samsung она как–то даже отшвырнула, заявив, что нужен только iPhone. В управление образование в 2008 и 2014 годах уже поступали жалобы на учительницу, но хода они не получили. Ходят слухи, что у неё высокопоставленные знакомые. Несколько лет назад в других школах были подобные случаи, и педагогов немедленно выгоняли.

На мой взгляд, на сей раз обвинения настолько железобетонные, что закрыть на них глаза не получится. Все первоклассники не могут необоснованно наговаривать. Хотя Татьяна Леонидовна и учила их врать – говорила на ушко: «Стукну, если расскажешь родителям». А семилетние дети держали своё слово. Наказание по 156–й статье – до трёх лет тюрьмы. Инцидент показал, что эти процессы в школах никто не контролирует, хотя везде работают психологи».

Комментарий психолога

Жанна Кулькова, психолог, директор Челябинского областного центра диагностики и консультирования:

«Жёстокое и унизительное обращение педагога с учениками влечёт серьёзную психологическую деформацию, негативно влияет на формирование их самооценки. Дети становятся тревожными и замкнутыми, теряют доверие к миру. У них утрачивается единение с родителями и способность быть открытыми к изменениям в жизни. Появляются страхи и негативные мысли, они становятся отстранёнными. Даже повзрослев, ребята, подвергшиеся издевательствам в школе, зачастую не могут самостоятельно принять важное решение, например выбрать будущую профессию. Они не умеют отстаивать свою позицию и презентовать себя окружающим. Бывает и так, что ребёнок, сопротивляющийся психологическому и физическому насилию, сам становится агрессивным, может обращать свою злость на ребят младшего возраста.

Если учитель в глазах детского коллектива имеет авторитет, то его оценки формируют изменения и внутри всех школьников. Поэтому одноклассники также могут начать издеваться над учеником, которого высмеивает учитель. Иногда даже единичный конфликтный случай может иметь очень неблагоприятные последствия. Взрослым надо помнить, что на глазах окружающих делать критические замечания детям нельзя. А родителям следует более внимательно относиться к ребёнку, подмечать любые изменения в его поведении, выстраивать с ним доверительные взаимоотношения.

В системе современного образования к детям предъявляются большие требования, доходящие порой до абсурда. И это не первый случай в области, когда методы учителей выходят за грань принятых в обществе гуманных подходов. За высокую успеваемость дети жертвуют общением со сверстниками, другими интересами и даже здоровьем».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах