Челябинские школьники, ученики лицея № 11, оказались на днях в финале Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Менделеева, а другой челябинский школьник стал лауреатом премии Президента РФ.
Кто ещё может знать, как вырастить талантливого ребёнка, как не Анатолий Гостев - один из самых известных педагогов в Челябинске, основатель 11-го лицея, руководивший им долгие годы, единственный пока челябинец, который добился звания «Народный учитель России».
Без погон, но у доски
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Слышал, что вы хорошо готовите, однако заняться кулинарией вас вынудили жизненные обстоятельства.
Анатолий Гостев: В пять лет у меня умерла мама. У папы появилась новая женщина, но мне всё равно приходилось заниматься домашним хозяйством. Так и научился. Мне часто приходилось надеяться лишь на себя. В юности поступил в пединститут в Челябинске, но, так как мне не на что было жить в городе, вернулся в Златоуст и стал учиться в педучилище. До сих пор помню, как пошёл работать в школу, и ко мне через неделю на урок пришла завуч. Я вёл начальные классы, мы проходили букву «я». Один из учеников старательно произнёс слово «кипяток», а потом не мог повторить, всё твердил: «горячая вода». Я весь взмок, не знал, как выйти из ситуации!
И когда вернулся из армии в школу, то вёл уроки прямо в военной форме и сапогах, только погоны снял. Больше одежды у меня не было. На меня сбегались посмотреть - как же, учитель в военной форме! Потом заработал в летнем лагере - приоделся.
- Верно ли, что перебраться в Челябинск вам помогла прославленная конькобежка Лидия Скобликова?
- Точнее, её сестра Людмила, которая работала в том же лагере. Она уговорила меня переехать в Челябинск. Я говорю: «Куда? У меня даже чемодан там негде поставить». Но она обратилась к Лидии, и Скобликова мне действительно помогла. Я получил место лаборанта в пединституте.
- Узнал, что вы заседали в комиссии по делам несовершеннолетних. Какие уроки вынесли из такой нелёгкой работы?
- Этот опыт мне помог при создании лицея, при формировании своего подхода к детям. Насмотрелся, как приводят ребёнка и начинают на него давить. А он часто из такой семьи, где и ели-то не каждый день! Да лучше скажите ему доброе слово, дайте возможность учиться как он может! Пусть он будет троечником, но уважаемым троечником! Вижу, что у нас в последнее время опять возвращается эта погоня за оценками. А страдают от этого и дети, и родители.
«Домашки» лучше поменьше
- В своё время была новость, что вы собираетесь открыть частную школу. Удалось ли реализовать этот проект?
- К сожалению, нет. Идея возникла случайно. На меня вышла моя бывшая ученица, которая работает в строительной компании. Предложила в одном из принадлежащих компании помещений организовать школу. Я идею воспринял с энтузиазмом, составил учебный план, подготовил все прочие документы. Но потом мне выставили очень высокую арендную плату. Ученица прямо призналась: «Анатолий Германович, я вас очень уважаю, вы мне так много дали. Но снизить аренду не смогу». На том всё и закончилось. Впрочем, я ещё надеюсь, что школу открыть удастся - сейчас ищу спонсоров.
А модель школы интересная - предусматривает, что ребята находятся здесь до пяти часов. Но это не продлёнка советского образца. Также я стремился к тому, чтобы уменьшать объём домашнего задания. Ребёнок должен максимально всё усваивать на уроке. Заметьте, что в элитных школах домашние задания обычно небольшие. Если же заваливать ребёнка заданиями, то это приведёт к тому, что родители будут вынуждены нанимать репетиторов.
- Можно ли представить ситуацию, когда родитель даёт учителю по-настоящему дельные советы, которые пригодятся в учебном процессе?
- Знаете, сейчас в челябинских школах какая-то странная практика: родитель может встретиться с учителем лишь раз в неделю. А если хочет в какой-то другой, не установленный день или чаще, то нужна санкция директора. У нас же в лицее была политика открытых дверей. Объясняют своё решение тем, что родители, мол, отвлекают учителей, что нужно соблюдать правила безопасности и т. д. Но я считаю, что необходим даже ежедневный контакт родителя и учителя - конечно, если этого требует ситуация, если есть вопросы по учёбе и воспитанию. Я сам сталкивался со случаями, когда родители были правы в своих замечаниях. И не стеснялся это признавать.
Феминизация продолжается
- По вашему мнению, как всё-таки можно привлечь молодые кадры в педагогику? Кажется, эта задача неразрешима уже несколько десятков лет.
- Надо менять учебный план в педвузах, чтобы были новые предметы, побольше практики. Сейчас практика сильно уменьшилась, и выпускники вузов просто не готовы работать. Большой поток не идёт даже в городские школы, что уж говорить о сельских! Но медики ведь решили проблемы с выделением подъёмных для тех, кто переезжает в глубинку. Почему бы в образовании не воспользоваться этим опытом? Или вернуть обязательство проработать по назначению не менее трёх лет - для бюджетников, конечно.
- А учителя-мужчины по-прежнему в дефиците?
- Да, ситуацию не удалось переломить с советских времён. Феминизация профессии продолжается. Несколько больше мужчин среди физруков, но и здесь тоже начался отток мужчин. Я встречался по этому поводу с Леонидом Куликовым, ректором академии физкультуры и спорта, и он признавался, что выпускники предпочитают идти в тренеры.
- Разве зарплата в школах не повысилась? Об этом много говорили.
- Повысилась. Но за счёт чего? Учителя берут полторы ставки, чтобы более-менее нормально заработать. А это означает увеличение нагрузки. Если бы в процентном отношении увеличили саму исходную ставку, это было бы реальное повышение зарплаты.
- Может, нет ничего плохого в феминизации профессии? Пусть среди учителей будут женщины.
- Конечно. Ничего плохого в том, что среди учителей много женщин, нет. Учительница ведь нередко предстаёт в роли второй мамы, это особенно характерно для начальных классов. Но без учителей-мужчин всему не научишь. Они обладают большим авторитетом для старшеклассников, особенно парней. С мужчинами они могут более открыто общаться.
Помню, нашёл я однажды прекрасного учителя химии Михаила Лебедева. К нему на дополнительные занятия чуть ли не очередь была! Но он выиграл какой-то конкурс, уехал. Но таких Лебедевых можно ведь немало найти, если бы можно было поддерживать доплатами.
- Когда-то ваш лицей был экспериментальной площадкой. А есть ли в мировой практике ещё не опробованные у нас модели учебных заведений?
- Пожалуй, нет. Формы разные, но цель педагогики одна - раскрыть способности ребёнка. В СССР тоже были эксперименты в образовании, но не всегда удачные. Например, вводили факультативные часы. Но их оплачивали столь мизерно, что они не прижились. Потом появились школы с производственным обучением. Я тогда работал учителем математики в школе № 40 и видел, что подход неверен, так как во главу угла ставили территориальный признак. Рядом с нами был завод «Калибр». Так вот всех отправляли туда - на станки. И мальчиков, и девочек. Никого не волновало, что тебя интересует на самом деле. Моя подруга работала в другой школе, которая находилась рядом с ткацкой фабрикой. Понятно, что там всем приходилось ходить на эту фабрику. В итоге система школ с производственным обучением рухнула.
Затем стали вводить школы с углублённым изучением языка. Это дало свой результат. Увы, но сейчас снова заметно стремление к экономии и унификации. Это тревожная тенденция.