Примерное время чтения: 7 минут
724

Бегство в «матрицу»: «Детская игромания» – болезнь не детей, а взрослых

«Раньше он только после школы играл, а теперь с утра до ночи будет сидеть», - так наверняка думают многие мамы и с ужасом вспоминают о психических расстройствах, развитие которых приписывают электронным развлечениям. Некоторые источники утверждают, что в России до 80 процентов школьников 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью. В народе поспешили повесить на это явление ярлык «игромания», однако специалисты не склонны сгущать краски и еще меньше - валить все на сами игры. Если проблема и существует, то источник ее в семье, считают они.

Замена Карлсону

Психотерапевт детской городской клинической больницы №1 Марина Патова прежде всего не согласна с употреблением термина «игромания».

- В Международной классификации болезней игромания относится к расстройствам влечений зрелого возраста, – говорит она. – Для ребенка же игра – это естественный способ существования. Никто ведь раньше, когда компьютеров не было, не бил тревогу, если ребенок придумывал себе Карлсона. Так почему же сейчас это вызывает беспокойство? Компьютерные игры - это многогранная вещь, там можно создавать целые миры и управлять государствами.

Если подросток увлекается ими чрезмерно, значит, он чувствует себя некомфортно в реальной действительности и стремится спрятаться от нее в выдуманной вселенной, уверяет врач. И чем ему хуже по эту сторону экрана монитора, тем глубже он погружается в виртуальные миры.

Со своей коллегой согласен Андрей Бабин, психиатр Областного центра диагностики и консультирования.

- Компьютер - большое подспорье, он помогает развиваться ребенку. Я бы даже советовал играть. Это занятие стимулирует мышление, память, внимание и реакцию. Отучать нет необходимости, пока эта страсть не стала монострастью, то есть не затмила собой все остальные интересы. Но такое происходит крайне редко, и, как правило, у тех, кто и без компьютера на что-нибудь бы «залип». Это дети с какой-то внутренней напряженностью, с трудностями контактов. В общем-то, видеоигры – не самая плохая и зловредная зависимость. Эта проблема во многом надуманная, результат тенденциозной подачи, - считает он.

Можно все, даже наркотики

Проблемы могут возникнуть с вступлением ребенка в пубертатный период, который обычно начинается в 12 лет. С этого момента личность переживает капитальные трансформации, происходит процесс созревания. Считается, что это один из самых опасных периодов в жизни. По мнению Марины Патовой, с этого времени уже в принципе можно говорить об игромании, но пока как о тенденции, а не диагнозе.

Причин у нездоровой тяги к компьютеру может быть множество. Зачастую родители заводят это устройство для себя, чтобы самим играть, а ребенок только им подражает. Он так устроен: от взрослых зависит его выживание, поэтому он особенно чутко реагирует на проблемные зоны и копирует связанное с ними поведение. Проще говоря, учится плохому. Не зря говорят, что дети – это зеркало взрослых.

Корень зла может крыться и в нарушенной семейной иерархии. Мария Патова вспомнила о ней, когда мы попросили ее проанализировать один пример из жизни: одинокая мать не может отвадить 10-летнего сына от компьютера, потому что вообще не способна ему ни в чем отказать.

- Вот вы сами же и назвали причину. Воспитание - это во многом дрессировка. У ребенка нет врожденного представления о том, как должно быть. Если просто не ограничивать доступ к тем или иным вещам, он никогда сам не поймет, что они вредны или опасны. Не хотите, чтобы ребенок сидел у компьютера – просто выньте жесткий диск. Но, к сожалению, некоторые матери, движимые, может быть, чувством вины, готовы исполнять все желания детей. Последним потом часто приходится трудно во взрослой жизни, потому что они входят в нее с убеждением, что должны получить все желаемое.

- Что делать такой маме, которая спохватилась, когда момент уже упущен?

- Момент никогда не упущен, но по статистике только около 2% россиян бывают у психологов. Из действительно нуждающихся в помощи еще меньше. Если родители видят, что есть проблема, то нужно идти к специалисту.

Андрей Бабин убежден, что первыми к «мозговедам» должны отправиться сами взрослые.

- У хороших родителей ребенок может пробовать все что угодно, вплоть до аркотиков, без опасности увязнуть, – говорит он и вспоминает слова апостола Павла: «Все мне дозволено, но ничто не должно владеть мной». Любовь, ласка, положительный личный пример – вот рецепт развития нормального ребенка с нормальными увлечениями. А показное воспитание ничего, кроме вреда, не приносит.

И уход в «матрицу» - еще не самый худший его итог.

Каждое лыко в строку

Большинство американцев считают, что кровавые «ходилки-стрелялки» провоцируют агрессию. С их влиянием нередко связывают вспышки спонтанного насилия в школах, как, например, в печально известной благодаря фильму Майкла Мура «Колумбине». Немало согласных с этой точкой зрения и в России. Однако наши консультанты не видят прямой зависимости и проводят аналогию с телевизором.

– После перестройки у нас чуть ли не с самого утра можно было увидеть порнофильмы. С тех пор повзрослело уже два поколения молодых людей – и ничего! - замечает Марина Патова. – На самом деле люди хорошо представляют, где заканчивается картинка и начинается реальность. По мнению некоторых исследователей, жестокие игры даже полезны: они канализируют агрессию, естественно присущую человеку как виду. А у кого уже есть склонность к убийству, так тому каждое лыко будет в строку.

- А если взять ролевые онлайн-игры? Утверждают, что они мешают развитию навыков общения в реальности.

- С точностью до наоборот! Мир ролевых игр не такой уж и нереальный. Там живут вполне живые люди, зарабатываются самые настоящие деньги. У каждого в них своя роль, но общая для всех цель, достигнуть которой можно только через развитие своих способностей и грамотное выстраивание отношений в коллективе. Чем вам не тренировка перед настоящей жизнью? Тем, кто имеет проблемы с коммуникацией, игры едва ли помогают, но благодаря им они чувствуют себя не такими одинокими.

Видеоигры - это увлекательно и даже полезно. Но только в определенных дозах. Не стоит забывать, что для полноценного развития ребенку нужны игры и другого рода, по выражению Владимира Набокова, «потные». А отклонения – они бывают во всем.

КСТАТИ

В мае этого года в Волгоградской области 16-летний подросток зарубил топором мать, отказавшуюся ремонтировать компьютер, на котором парень «рубился» ночи напролет в S.T.A.L.K.E.R. и «Call of Duty». Тело родительницы он зарыл в огороде.

В прошлом году в Туапсе 14-летний геймер убил кувалдой спящего отца, когда мать забрала у него клавиатуру, без которой он не мог играть в игру «Gothic». Родственники винят во всем чрезмерную родительскую любовь к единственному наследнику.

Несколько лет назад в Екатеринбурге после полусуток игры погиб от инсульта 12-летний подросток. Медики пришли к выводу, что компьютерные игры спровоцировали приступ, дав толчок к развитию патологии мозга, имевшейся у ребенка.

В 2007 году в китайском городе Гуанчжоу скончался 30-летний молодой человек. В больницу его доставили из компьютерного клуба, где он провел за сетевой игрой без единого перерыва около трех суток. Двумя годами раньше после многосуточной игры в «World of Warcraft» умерла от истощения китайская девочка под ником Snowly. После этого в игре состоялась виртуальная церемония ее похорон.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах