Примерное время чтения: 7 минут
258

В главной роли – сварщик. Как живет татарский народный театр в Челябинске

Народный театр объединяет людей самых разных профессий.
Народный театр объединяет людей самых разных профессий. Башмагым Театр

Премьерный спектакль о взаимоотношениях одного мужа сразу с пятью жёнами недавно показал Челябинский татарский народный театр «Башмагым». Объединяет он обычных людей, которые в свободное от работы время становятся постановщиками, актёрами, декораторами. Коллектив уже дважды завоевал Гран-при в Казани.

За счёт каких средств существует народный театр? Где гастролирует и востребован ли у зрителей? Об этом рассказал художественный руководитель Эльдар Гибадуллин. Он трудится сварщиком, а в театре ставит спектакли, играет в них. 

О чём поспорили с падишахом?

Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Это правда, что новый спектакль – о взаимоотношениях в гареме? Откуда такая необычная тема?

Эльдар Гибадуллин: Не совсем так. Спектакль называется «Пять жён Ходжи Насреддина». Это довольно забавная история – много комичных и авантюрных сцен. Напомню, что Ходжа Насреддин – это такой фольклорный герой, который обычно всегда выходит сухим из воды. И вот однажды он похвастался: «Был бы у меня гарем, как у падишаха в 400 женщин, все жёны по струнке ходили бы!». Падишах про это услышал и передал ему четырех своих жен с наказом: «Если справишься с ними в течение года, будешь жить в мире и согласии, обеспечу на всю жизнь. Если нет - всё отберу!». И вот приходится Ходже жить под одной крышей с самыми разными женщинами: одна -дочь палача, другая -мудрая, третья - темпераментная, четвёртая требует постоянно внимания. И каждая ведёт свою игру. А есть ещё и собственная жена – божий одуванчик, но, конечно, не в восторге от всего происходящего. Правда, постепенно она понимает всю сложность ситуации и начинает помогать мужу. В конце концов, наш герой сдаётся и признаёт: «У каждой женщины должен быть свой Ходжа Насреддин!».

Эльдар Гибадуллин (в центре) сыграл Ходжу Насреддина, которому пришлось содержать пять жён.
Эльдар Гибадуллин (в центре) сыграл Ходжу Насреддина, которому пришлось содержать пять жён. Фото: Башмагым Театр

- Вы играете главную роль?

- Да, хотя спектакль – это, конечно, работа всей нашей команды. Мы уже побывали с этой постановкой на фестивале народных театров в Казани. Как нам сказали: «Челябинск должен быть обязательно!». Нас туда пригласили уже во второй раз – в первый раз были в 2019 году со спектаклем «Башмачок» и получили Гран-при. Заработали не только почёт и внимание зрителей, но и 500 тысяч рублей – а ведь театр дело затратное, существуем только на заработанное и помощь со стороны. Помогает очень Конгресс татар Челябинской области: например, предоставил костюмы для первой постановки. Раньше была проблема с петличными микрофонами – у девушек голоса тонкие, их не всегда слышно со сцены. Доставали микрофоны, где могли, теперь смогли приобрести. В этом году мы также завоевали Гран-при. Приятно, что нас ценят. Это вдохновляет и даёт силы продолжать работу.

За 100 км на репетиции

- При словах «народный театр» многие вспоминают кадры с Евстигнеевым из фильма «Берегись автомобиля». Неужели, как в фильме, все после работы бегут на репетиции?

- Конечно, это тяжело. Приходится жертвовать и заработками, и общением с семьёй. Например, в выходные я занят с 8 часов утра до 10 вечера, если идут репетиции в полном составе. Собираемся мы, кстати, в Челябинском театре современного танца.

У каждого своя работа. Я сварщик – варю отопительные, водопроводные системы, но могу сварить и декорации. Одна из наших девушек рисует, другая шьёт. Кто-то флорист, другой web-дизайнер, третий - банковский работник. Состав периодически меняется – кто-то приходит, кто-то уходит. Роль кучера, например, у нас переиграли 6-7 человек. При кастинге учитываем не только актёрские способности, но и владение языком. Сейчас в коллективе десять человек из разных городов и районов – приезжают в Челябинск за 100 и более километров, представляете? И не раз, и не два, ведь репетиций требуется немало. Так, из Кунашака есть ребята – один актёр, другой звукорежиссёр, который и за свет отвечает. А поставить спектакль помог профессиональный режиссёр Вакиль Кадыров.

- А как решаете вопрос оснащения постановок? Для той же истории о Ходже Насреддине, наверняка, потребовалось много костюмов.

- Сами собираем где только можем. Из Троицка привезли некоторые костюмы, из Миасса. Одна девушка подарила свой яркий, необычный халат, другая предоставила украшения.

- Спектакли идут только на татарском языке?

- Спектакль в любом случае можно понять, хотя, конечно, есть ситуации, где язык помогает. Нас спрашивали, есть ли аппаратура для перевода? Пока денег на это у нас нет – возможно, кто-то сможет помочь с приобретением подобной аппаратуры.

Проблема ещё и в том, что язык пропадает. Это самая большая проблема. Даже среди актёров не все владеют им в совершенстве, приходится некоторые тексты заучивать. Но это не выход, надо ведь и достоверно эмоции показывать.

- Выезжаете ли на гастроли? Где можно увидеть ваши спектакли?

- Гастролируем по Челябинской области – бываем в Кунашаке, где у нас всегда полные залы, Троицке, Усть-Багаряке, Аминево. В Магнитогорске на наш спектакль пришли 250 человек. Как уже знаете, ездим и на фестивали за пределы региона. Если отправляемся на гастроли, то перевозка декораций, костюмов, не говоря уже об актёрах – тоже на нас. Я беру у приятеля прицеп, загружаю всё необходимое и вперёд.

Всегда просим приводить на спектакли детей, друзей – чтобы знали историю, язык, разговаривали на нём. После спектакля, что называется, выходим в народ – фотографируемся, общаемся, учитываем пожелания, замечания.

- Выступаете обычно во дворцах культуры? Вам помещения предоставляют бесплатно?

- Нет, приходится платить. При этом мы ведь стараемся сделать цены на билеты максимально доступными. Смотрим, что из себя представляет ДК, технические особенности – чтобы вообще можно было сыграть спектакль. Обычно у нас 10-15 показов в год.

Всё началось ещё в 30-х годах

- А как давно существует в Челябинске татарский народный театр? Это недавний проект?

- И да, и нет. Театр основали ещё в 30-х годах прошлого века, но в начале Великой Отечественной войны все участники ушли на фронт – вернулись далеко не все. Театр возродили уже в 60-х годах благодаря режиссёру из Казани Гаттару Салимову. К сожалению, режиссёр умер, и в 90-х годах театр прекратил своё существование. Наконец, в 2018 году по инициативе председателя Конгресса татар Челябинской области Лены Колесниковой театр возродили. Пригласили из казанского ТЮЗа главного режиссёра Рената Аюпова, который нам очень помог.

- Что же именно вас привело в театр?

- Я сам всегда в первых рядах тех, кто песню споёт, стихотворение расскажет. Сам я ведь из музыкальной семьи, играю на баяне, как и отец, старший брат, а сестра на фортепиано. Другие братья, а нас пятеро в семье, тоже музыканты, как и их дети.

Мой отец в 70-х годах прошлого века играл в Челябинском татарском народном театре. Интересно, что он сыграл и в первом нашем спектакле – роль мультмиллионера. А сейчас, хотя и не играет, но помогает советами – он наш старый товарищ и талисман, первый зритель, который подсказывает, где и как подправить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах