Примерное время чтения: 7 минут
530

Как удивить зрителя? Режиссер театра кукол – о мистике и экспериментах

В спектакле
В спектакле "Полонез Огинского" при помощи кукол рассказывают историю мальчика мальчика Василька, который отвлекает немцев игрой на скрипке. Челябинский театр кукол

Недавно после капитального ремонта открылся Челябинский театр кукол имени Валерия Вольховского. Как и прежде, в театре можно увидеть спектакли не только для детей, но и для взрослых. Как можно по-новому рассказать «Колобка» и «Курочку Рябу»? Почему мистика идеально подходит для кукольного представления? И какую роль сыграли куклы в политике и сатире? Об этом рассказал главный режиссёр театра, заслуженный артист РФ Александр Борок.

Колобка съедают дети

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Заметил в афише вашего театра спектакли «Колобок» и «Курочка Ряба». А что нового можно рассказать и показать в таких простых сюжетах, которые каждому знакомы с раннего детства?

Александр Борок: Например, в «Колобке» мы сразу спрашиваем у зрителей – а ел его кто-нибудь? Выясняется, что никто не ел, да и не видел ни разу в жизни этого колобка. Поэтому по ходу спектакля мы лепим и печём из теста, причём это не постановка – всё в натуральном виде. Хотели изначально этими же колобками зрителей и накормить, но потом из соображений безопасности заранее стали покупать булочки. Актёры делают героев спектакля из подручных материалов – кухонных приборов, корзин. И в итоге Колобка никто не съедает, а каждый ребёнок получает в подарок от театра сладкую булочку в виде колобка.

У нас среди спектаклей и «Репка» есть. Там дед такой персонаж близкий к сумасшедшему профессору из фильмов «Назад в будущее». И репок у него разных штук 25 – и светящаяся, и новогодняя. Кстати, не всем взрослым нравятся такие трактовки, некоторые просто ждут классические сюжеты. Но мы ведь хотим удивить – и маленьких зрителей, и их родителей.

- А для взрослых вы будете ставить спектакли?

- Да. Их у нас немало – конечно, поменьше, чем детских. Будет премьера «Годунов» по Пушкину. В репертуаре уже идут «Любовь и голуби». «Мой муж Даниил Хармс». Спектакль поставили по воспоминаниям жены Хармса, которая ложила до наших дней. В 21 веке она была единственным человеком, который знал Хармса лично.

Можно и наоборот, ставить произведения, написанные для взрослых, но так, чтобы они были интересны детям – так в своё время мы адаптировали «Гамлета». Спектакль назывался "Маленький принц датский".

- А удалось ли воплотить тот давний замысел – сделать продолжение «Необыкновенного концерта»?

- О-о, это старая история! Был проект совместный с театром Образцова. Я написал сценарий, но, к сожалению, не срослось. Можно, конечно, поставить и у нас в Челябинске, но всё время возникают новые идеи.

Фото: Челябинский театр кукол

Рассказывать истории

- Есть ли какое-то известное произведение, которое, по вашему мнению, просто идеально подходит для театра кукол?

- Это любая мистика – например, «Фауст» или «Мастер и Маргарита». Словом, история, где, кроме людей, есть ещё какая-то, непонятная сила. Вот в «Чайке» присутствуют только люди, и если мы показываем кукол, надо понять, для чего? А вообще, нет произведения, которое нельзя было бы сыграть в кукольном театре. Мы и «Ромео и Джульетту» ставили – у нас там гигантский Ромео, а Джульетта летает.

Кстати, у режиссёра Дмитрия Крымова в спектакле "Серёжа" по "Анне Карениной" мальчика играет кукла – с живым ребёнком было бы немало хлопот: репетиции, сам ребёнок растёт.

- Кукольный театр изначально ведь и был предназначен для взрослых…

- А в мире, в основном, кукольные спектакли ставят как раз для взрослого зрителя. Это в СССР они были для детей, театры кукол построили чуть ли не в каждом городе, за что спасибо советской власти. Но у того же Образцова спектакли ведь были и для взрослых.

Театр не должен учить, воспитывать – он рассказывает истории. Мы стараемся после спектаклей устраивать обсуждения, куда приглашаем и детей, и родителей. Некоторые дети сейчас и в 12 лет уже взрослые.

- Если зашла речь о мистике, не было идеи поставить спектакль ужасов? Кинорежиссёры говорят, что чудовища в виде кукол на экране выглядят реалистичнее нарисованных на компьютере – человеческий глаз не обманешь.

- Мистика - безграничная тема для театра. Можно реализовать разные интересные задумки – например, чтобы ваш сосед в зале вдруг оказывался чудовищем, или над головами что-то летало, мимо ног кто-то прошмыгнул. Даже запах можем подобрать. А куклы действительно могут пугать, быть очень реалистичными.

- Главное, наверное, не знать все секреты…

- Верно. В детстве на спектакле меня поразил телевизор в квартире Крокодила Гены. Уже взрослым я устроился в этот театр монтировщиком и увидел вблизи этот телевизор. Разочарование было велико – то, что казалось чудом, оказалось декорацией. Театр – это ведь изначальный обман, но волшебный. До сих пор для меня идеальные книги – это «Незнайка на Луне» с иллюстрациями Генриха Валька или же «Три повести о Малыше и Карлсоне» с рисунками Илун Викланд.

- Кстати, «Незнайку на Луне» было бы интересно адаптировать для театра кукол…

- У нас просто масса идей. Мы чаще опираемся не на драматургию, а на литературу. В Вологде я ставил спектакль «Акулиска – враг Редиски» по сказке норвежского писателя Бьйорна Рёрвика. А для спектакля «Мышь Гликерия» мы отсылали нашу адаптацию автору Дине Сабитовой – она её одобрила.

Фото: Челябинский театр кукол

- А сами в роли актёра на сцену выходите? Или занимаетесь только режиссурой?

- Почему же, я до сих пор играю в спектакле «Аистёнок и Пугало» - этот спектакль вообще живой музейный экспонат, и до сих пор пользуется большой популярностью. С 1984 года постановка практически не менялась – разве что костюмы приходится обновлять. Играю Ёжика и Гусеницу в спектакле «Гусёнок», в спектаклях для взрослого зрителя.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах